Культ и раскол: как формировалась корейская политика
Дирекция по онлайн-обучению запускает новый курс на Национальной платформе открытого образования — «Политическая культура Кореи». Его автор — Наталья Ким, доцент факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, рассматривает идеологические основания политических режимов Республики Корея и КНДР, становление местных партийных систем и политических элит. Лекции курса раскрывают тему корейской политической культуры с учетом раскола нации и формирования двух суверенных государств на полуострове.
Наталья Николаевна, каковы предпосылки формирования современной политической культуры Республики Корея и КНДР?
Для начала давайте дадим определение понятию «политическая культура». Согласно трактовке американских политологов Г. Алмонда и С. Вербы, она представляет собой совокупность познавательных, эмоциональных и оценочных ориентаций в отношении политической системы. Иными словами, политическая культура — это политическая система, усвоенная в сознании, чувствах и эмоциях граждан. Что индивид знает о политической системе? Какие чувства испытывает к ее отдельным элементам, лидерам? Как он осознает свое место, права, возможности? Все это относится к политической культуре.
Наталья Ким
Рассматривая факторы формирования политической культуры Кореи, я исхожу из двух дихотомий. Первая основана на разделении обществ на восточные и западные, а вторая — на разграничении традиционного и современного социума. В процессе становления современной политической культуры Кореи новые элементы, усвоенные из западной культуры, сосуществовали с восточными, отражавшими национальные традиции. Несмотря на существование сегодня на Корейском полуострове двух государств и двух политических систем, доминирующие традиции в социуме общие, они уходят корнями в историю. Традиционные нормы и ценности в РК и КНДР неразрывно связаны с неоконфуцианством.
Важным фактором становления традиционной политической культуры Кореи было внешнее влияние со стороны Китая
В 688 году благодаря помощи могущественного соседа в лице танского Китая Корейский полуостров был объединен под властью государства Силла. Впоследствии Китай неоднократно помогал Корее, что позволило ей сохранить государственность: с VII века до 1948 года Корея являлась единой страной. Письменность, культура, идеология и система управления государством были заимствованы из Китая, переосмыслены и интегрированы в жизнь корейцев. Влияние Китая на объединение Кореи привело к усилению синоцентризма в стране. Корейский полуостров намеренно позиционировал себя «младшим братом» «Срединного государства», высказывая всяческое почтение Китаю. По отношению к Японии Корея, напротив, видела себя наставником и требовала в дипломатическом церемониале подчеркивать свою главенствующую роль.
Фактор внешнего воздействия сыграл значительную роль в формировании современной политической культуры в Республике Корея и КНДР. Но если в Республике Корея заимствованные с Запада элементы политической культуры стали определяющими по сравнению с традиционными восточными, то в КНДР сложилась гибридная форма политической культуры, основанная на сочетании отдельных элементов западной культуры и традиционных черт, переосмысленных с учетом национальной чучхейской идеологии.
Какие элементы традиционной восточной культуры характерны для корейского общества?
Восточное общество исторически не могло контролировать власть. Права индивида существовали и охранялись только по отношению к другому индивиду, а права в срезе государства отсутствовали. Максимум, что могли позволить себе корейцы, — это писать петиции королю (вану), чья легитимность связана с признанием его «младшего» положения китайским императором. В Корее существовала крайне стабильная политическая и идеологическая структура. Роли религии и государства в управлении всегда были гипертрофированы. Правитель выступал сакральной фигурой, контролирующей пространство и время.
Рычагом власти выступали земельные отношения. Доминирование правительства и вана как верховного собственника на землю в общественных отношениях определялось его ролью в распределении наделов, а частнособственнические отношения были крайне слабо развиты. Крестьянам земля сдавалась в аренду, чиновникам отдавалась во временное владение на период службы в том или ином регионе. Такая система «кормлений» продолжалась до середины XVI века.
В Корее господствовал принцип уравнительной справедливости. Он говорил о том, что положение человека в обществе основывалось не столько на его происхождении, сколько на услужливости и образованности. Дети чиновников не наследовали должности родителей, а получали заветные чины после сдачи сложных государственных экзаменов кваго. Корейцы воздерживались от волюнтаристской активности. Политическое действие было неотделимо от ритуала, а этика и ритуал были слиты воедино. Социальному поведению полагалось быть предсказуемым, общественным идеалом стала патерналистская модель, основанная на отцовской опеке и патриархальном семейном укладе. Ценности личности и индивидуализм уступали место коллективным интересам крестьянской общины.
Максимальное воплощение традиционная корейская культура обрела в эпоху Чосон (1392–1897), ознаменованную полутысячелетним правлением династии Ли. В этот период в Корее существовало три сословия: привилегированное неподатное население янбан, свободные податные янмин и несвободные чхонмин — «подлый или дешевый люд». Иерархичность социальной организации определялась не только принадлежностью к сословию, но и полом, возрастом, рангом и т.д. Для корейского традиционного общества характерно тотальное неравенство с низкой социальной мобильностью.
Как западная культура отразилась на корейском менталитете?
В процессе политической эволюции в Корее изживался традиционализм с его характерными чертами: аграрным производством, абсолютной монархией, жесткой сословной структурой общества и регионализмом, когда население подвергалось дискриминации по региональному признаку. В эпоху Чосон янбаны из северных провинций крайне редко назначались на высокие государственные должности, в правительстве заседали южане.
Процесс трансформации традиционных устоев частично приходится на колониальный период (1910–1945), частично на период суверенной государственности Республики Корея и КНДР. К середине XX века на полуострове укрепился новый вид правления, принципиально иной тип политического лидера, новые формы политического участия. Предпосылкой изменения политического сознания было дипломатическое открытие Кореи в 1876 году, а также подписание различных договоров о сотрудничестве с США, Великобританией и Россией. В результате в страну начали проникать западные учения, технологии, что не могло не повлиять на общественное сознание, особенно среди представителей привилегированного сословия. В этих слоях общества сформировалась партия реформ «Кэхва ундон» («Движение за просвещение»), которая преследовала цель экономических и политических преобразований. Большинство представителей этой партии обучались в Японии, которая в социально-экономическом развитии опережала Корею. С Японских островов в Корею начали проникать идеи парламентаризма, ограничения власти монарха. Просвещенная элита корейского общества начала усваивать противоречащие конфуцианству идеи.
Вместе с западными ценностями в страну пришли и новые верования. Христианские миссионеры стали активно действовать на территории Кореи: они строили школы, больницы, активно занимались переводческой деятельностью и просвещением, насаждали передовые европейские ценности. В 1907 году на полуострове насчитывалось 55 тыс. крещеных корейцев, около 100 тыс. посещали библейские школы и общества чтения Библии.
Мощным фактором для реформ послужила Японо-китайская война (1894–1895), в результате которой Корея стала независимой от Китая. В стране был официально введен корейский государственный флаг, создана новая государственная структура по европейскому образцу, введены школы европейского типа, отменены рабство и пытки, исключен ряд привилегий аристократов, создана новая армия.
Режим протектората и последующая аннексия Кореи Японией в 1910 году привели к формированию национально-освободительного движения, на полуострове распространились идеи республиканизма, демократии, социализма. Помимо «Кэхва ундон», во второй половине XIX века за политическое влияние над ваном боролись два течения: «Виджон чхокса» — «Установим истину, изгоним ересь» и «Тондо соги» — «Восточный путь, западная техника».
Что собой представляет современная политическая культура в Республике Корея и КНДР?
Конфуцианство по-прежнему оказывает влияние на различные элементы политической культуры в Республике Корея. Государство занимает особую роль в сознании граждан. Как сказал исследователь политического устройства Кореи И.А. Толстокулаков, общество признает за государством роль императива, в массовом сознании культивируется преклонение перед государственной службой практически в такой же степени, как перед научной или образовательной сферами.
Среди престижных профессий можно отметить преподавателя университета, школьного педагога и чиновника: они не получают больших зарплат, но имеют высокий статус в обществе
Для южнокорейской политики характерен морализм: политик, чиновник должен обладать конфуцианскими качествами, быть высоконравственным человеком. В противном случае его снимают с должности и устраивают перевыборы. В политической системе доминирует иерархичность по принципу старшинства. Партийными лидерами становятся лица преклонного возраста. Политика в целом является мужским делом, хотя в последние годы на политической арене появляются женщины. Южнокорейская политическая культура по-прежнему тяготеет к копированию внешних образцов, вестернизации.
Жители КНДР верят, что государство — это большая семья во главе с правителем, или вождем. Ему, как прежде вану, отводится особая роль в политических процессах. Все члены общества имеют высокие моральные обязательства по отношению к вождю. Коллективистские ценности и устои намного крепче в Северной Корее, чем в Южной. В КНДР, как и ранее, допустима наследственная передача «престола» вождя от отца к сыну. Наследование переходит в рамках одного клана — Ким. Чтобы внедрить в массовое сознание идеи вождизма, в Северной Корее создаются мемориальные объекты для поклонения лидеру государства. Это типично для корейской традиционной культуры с оговоркой, что прежде поклонялись великому основателю древнекорейского государства, а теперь — действующему руководителю. В КНДР сосуществуют новые и старые формы контроля населения: партийные ячейки новейшей истории и народные группы (объединения нескольких семей в рамках района). Народные группы вызывают ассоциации с системами пятидворок, когда жители соседних домов объединялись для коллективной уплаты налога и были связаны круговой порукой.
Есть ли перспективы у идеи объединения Корейского полуострова?
Данной теме посвящено огромное количество исследований. Я ограничусь лишь ключевыми аспектами вопроса. Раскол Кореи начался в августе 1945 года, когда страну разделили по 38-й параллели для принятия капитуляции японской армии советскими и американскими войсками. Спустя три года, в августе 1948 года, была провозглашена Республика Корея, а в сентябре — КНДР. До Корейской войны (1950–1953) и на юге, и на севере доминировала идея объединения страны военным путем. Корейская война внесла свои коррективы в данную проблематику: стало очевидно, что силовым путем интеграция невозможна. К сложному вопросу присоединилась проблема разделенных семей и беженцев, а также сосуществования двух государств на полуострове. Ни Республика Корея, ни КНДР не признавали друг друга как законные государственные образования. Обе страны находятся в состоянии повышенной боевой готовности. Мы наблюдаем беспрецедентное по уровню оснащения военной техникой и количеству военнослужащих (1 600 000 человек) размещение вооруженных сил на территории двух корейских государств. Это влечет гигантские затраты на оборону. Политическое измерение проблемы — это жизнь в условиях конфликтогенности и атмосфера взаимного недоверия. В решение вопроса объединения Кореи вовлечены иностранные государства (РФ, США, КНР, Япония), что не может не сказаться на независимости региона.
В Республике Корея и в КНДР в разное время формировались политические институты, министерства и консультативные советы, ответственные за объединение. В каждый период правящие круги придумывали разные способы воссоединения корейцев. В июне 2000 года состоялась знаковая встреча Ким Чен Ира и Ким Дэ Чжуна в Пхеньяне, где была признана общность предложения КНДР о низкой фазе конфедерации для объединения страны и предложения Республики Корея по созданию содружества. Спустя семь лет Ким Чен Ир и Но Мухен подписали Декларацию во имя развития межкорейских отношений, мира и процветания. В период правления Ким Дэ Чжуна была развернута политика «солнечного тепла», которая не допускала вооруженных провокаций со стороны КНДР, исключала намерение поглотить северных соседей и была нацелена на активное сотрудничество и обмен между государствами.
И по сей день проблема раскола страны остается крайне острой. Отношения между РК и КНДР претерпевают разные периоды — от высокой напряженности до дружелюбия и примирения. Характер взаимоотношений во многом определяется тем, кто находится у власти в РК и в США. Консерваторы в Южной Корее традиционно придерживаются более жесткой линии в отношениях с КНДР, нежели прогрессисты. Но так или иначе, никто из политических сил ни на юге, ни на севере Корейского полуострова не отказался от идеи объединения страны. Поэтому на протяжении многих десятилетий вопрос объединения остается актуальным, но вместе с тем неразрешенным.
Подробнее о политических элитах Корейского полуострова, формировании политической идеологии и проблеме объединения в политике Республики Корея и КНДР слушайте в лекциях курса.
Текст подготовила Екатерина Зиньковская, Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ