• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

МЭиМП: летняя российско-китайская школа – 2012

С 6 по 10 июля на факультете мировой экономики и мировой политики (МЭиМП) ВШЭ прошла II Международная российско-китайская летняя школа по международным отношениям «Стратегии и ресурсы в XXI веке».

Первая подобная школа состоялась прошлым летом по инициативе директора Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ), заместителя декана факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Тимофея Бордачева.

Школа этого года началась с прогулки по Москве. О городе китайским студентам из Шанхая рассказывали экскурсоводы — студенты факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Юлия Карпеева, Елена Сидорова, Михаил Шин и преподаватель кафедры мировой экономики ВШЭ Алина Савельева. Гости увидели бульвары и старинные улицы, Кремль, Большой театр, знаменитые храмы столицы… Занятно, после прогулки на вопрос экскурсоводов, что понравилось, что запомнилось, китайские студенты восхитились… чистотой воздуха и обилием зелени в Москве, а из блюд русской кухни, которые они попробовали в кафе, особенно хвалили винегрет и борщ.

 

День первый

Официальное открытие школы состоялось 6 июля. Участников приветствовали декан факультета мировой экономики и мировой политики (МЭиМП) ВШЭ Сергей Караганов, начальник управления развития международной деятельности ВШЭ Марина Баталина и декан Школы фундаментальных международных исследований Восточно-китайского педагогического университета Фэн Шаолей. После чего китайские и российские студенты рассказали о своих научных интересах, были созданы пять групп (по 5-6 человек в каждой) для работы над отдельными проектами, посвященными развитию российско-китайских отношений и проблемам ресурсов и стратегий в современном мире. Каждая из групп выбрала конкретную тему проекта, в частности наметили рассмотреть во время летней школы стратегии преодоления мирового экономического кризиса, роль таможенного союза в российско-китайских отношениях, использование «мягкой силы» во внешней политике России и Китая, а также сравнить стратегии развития российского Дальнего Востока и северо-востока КНР.

В этот же день Сергей Караганов выступил с лекцией, посвященной проблеме силовой политики в современных международных отношениях. Декан МЭиМП рассказал о том, что значит «сила» в современном мире, обратив внимание в связи с этим на двойственный характер сегодняшнего государства, которое, с одной стороны, сохраняет значительную власть и даже переживает некий ренессанс, а с другой — пасует перед натиском новых нетрадиционных угроз безопасности. С. Караганов также говорил о свободе, развитии демократии, становлении гражданского общества как важнейших характеристиках современного мирового порядка, отметив, что в настоящее время демократизация больше не является синонимом вестернизации и доминирования государств Запада. В качестве напутствия участникам школы декан факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ напомнил о важности самостоятельного поиска истинного знания, о необходимости подвергать сомнению устоявшиеся представления о мире, который меняется быстро и непредсказуемо.

В этот же день студенты приняли участие в заседании экспертов Валдайского клуба, на котором шла речь о проблемах развития дальневосточного региона России, после чего выслушали лекцию профессора Фэн Шаолея «Китай и Россия в рамках нового международного порядка». Профессор рассмотрел политические и экономические аспекты современного этапа глобализации, перспективы сотрудничества России и Китая.

 

День второй

7 июля с утра студенты поработали над проектами. Обсуждение шло гораздо продуктивнее, чем в первый день, хотя и оставались некоторые разногласия и сказывались трудности перевода.

После этого профессор Нативидад Фернандес Сора прочла лекцию о проблемах безопасности в современном мире. Особое внимание она уделила вопросу сотрудничества ЕС и России в области безопасности, пиратству, последствиям событий «Арабской весны». Как заметила профессор, в этих аспектах международных отношений на данный момент существует больше вопросов, чем ответов, и ее выступление подтолкнуло студентов к переосмыслению некоторых наиболее острых политических и социально-экономических проблем современности.

После небольшого перерыва состоялась еще одна лекция — профессор Ю Наньпин рассказал о состоянии китайской экономики, представил свое видение «секретов» ее быстрого развития, а также проблем, с которыми она сталкивается в своем развитии (например, необходимость расширения внутреннего спроса, сложности, связанные с инвестированием за рубежом и прочие). Попутно профессор сравнивал китайскую экономику с российской и предлагал идеи, которые могли бы быть заимствованы из китайского опыта и применены в нашей действительности.

После обеда профессоркафедры мировой политики ВШЭ Олег Барабанов рассказал об этапах освоения Сибири и истории формирования российско-китайских отношений. Затем состоялась общая дискуссия о российско-китайских отношениях, в ходе которой участники обсудили сходства и различия культур и ценностей, основные проблемы, существующие в двусторонних отношениях и пути их решения. Модераторами дискуссии выступили сотрудники ЦКЕМИ — Игорь Макаров и Алина Савельева.

После ужина состоялся вечер российской культуры. Организаторы постарались дать гостям представление о некоторых русских народных традициях. Сценарий представления (в котором были песни, танцы, викторины, игры) писали участники летней школы Екатерина Пугаченко и Ольга Падеринаво главе с Алиной Савельевой, им помогали сотрудник Культурного центра ВШЭ Шамиль Сиразетдинови студенты факультета МЭиМП Егор Кутеригин, Константин Орешев и Елизавета Ющук.

 

День третий

В начале дня все участники Летней школы встретились с исполнительным директором по международному сотрудничеству информагентства «РИА Новости» Павлом Андреевым. Он рассказал о том, каким ему видится роль медиа в мировой политике, каковы тенденции развития СМИ и особенности их влияния на внешнюю и внутреннюю политику государств, общественное мнение. После лекции состоялась дискуссия. Студенты говорили о проблемах, связанных с недоверием СМИ со стороны общества, об ответственности представителей медиа за достоверность предоставляемой информации, о проблемах информационной безопасности.

Затем состоялась экскурсия — участники летней школы посетили крупнейшую ярмарку изделий народных промыслов России «Вернисаж в Измайлово» и осмотрели наиболее колоритные станции московского метрополитена. Экскурсию по московской подземке подготовил и провел для китайских гостей студент факультета мировой экономики и мировой политики Михаил Шин.

 

День четвертый

9 июля начался с обсуждения совместных проектов в группах. Затем перед студентами выступали лекторы. Заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики Тимофей Бордачев рассказал о трансформации понятий «мягкой силы» и «жесткой силы» в современных международных отношениях. Он представил обзор развития архитектуры международных отношений, а также рассмотрел изменение расстановки сил в исторической перспективе, особенно подробно остановившись на современной ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Китай и США — крупнейшие центры силы на сегодняшний день, АТР — зона интересов обоих государств. Поэтому крайне важно, отметил Бордачев, чтобы державы договорились между собой для предотвращения эскалации конфликтов в регионе, и Россия должна стать посредником между этими странами для сохранения баланса сил.

Профессор Ян Чен в своей лекции «Управление рисками в рамках российско-китайского сотрудничества в нефтегазовой сфере: взгляд из Китая» поделился своими идеями о перспективах экономического сотрудничества двух стран. По мнению профессора Яна, сотрудничество в торговле энергоносителями является основным пунктом российско-китайского сотрудничества, и странам следует поддерживать дружеский диалог, который поможет преодолевать проблемы, связанные с формированием цен. Вместе с тем, на сегодня страны не рассматривают друг друга как ключевых экономических партнеров, взоры обоих государства направлены на Запад — на страны ЕС и США. Основная проблема, которую необходимо преодолеть, — это проблема неверного понимания интересов и недоверие между странами, уверен Ян Чен. Кроме того, отношения, основанные исключительно на торговле, недолговечны, Россия и Китай должны расширять сотрудничество, строить совместные предприятия по переработке сырья, осуществлять совместные инфраструктурные проекты, но вместе с тем повышать уровень доверия.

Лекция доцента кафедры энергетических и сырьевых рынков ВШЭ Татьяны Митровой, была посвящена общим тенденциям развития энергетического сектора в XXI веке. Наиболее важными факторами, которые будут определять сценарии развития энергетического сектора, являются, по мнению Митровой, демографическая ситуация, экономика, энергоемкость потребления, мировые цены на ресурсы, развитие технологий и энергетическая политика. Российские и китайские студенты, таким образом, получили детальный обзор глобальных тенденций в мировом энергетическом секторе от одного из ведущих экспертов России в области энергетики.

Завершением насыщенного рабочего стал вечер китайской культуры, организованный гостями летней школы. Отрыли программу национальные китайские песни. Переодевшись в национальные костюмы, студенты пели китайские народные песни и произведения из китайской оперы, а также современные китайские песни, которые сопровождались небольшими сценками. Затаив дыхание, зрители наблюдали за традиционным китайским танцем павлина в исполнении студентки Ти Тсиуюэ. А студент И Лянпреподал мастер-класс по сборке и расписыванию китайских вееров. Российские участники летней школы с энтузиазмом принялись за работу: кто-то выводил иероглифы, а кто-то (кто не владел искусством каллиграфии) вырисовывал русские ромашки. Не менее увлекательной оказалась интеллектуальная игра на знания о Китае: участники разделились на 4 команды, суть игры — объяснить своему напарнику имя, связанное с историей, географией или культурой Китая, не употребив при этом слов, использованных в вопросе. Российские студенты показали весьма неплохие знания о Китае, хотя иногда было сложно объяснить названия географических объектов или китайских знаменитостей. Все участники игры получили в подарок сувениры.

 

День пятый, последний

Настал последний день школы — пришло время презентации проектов. Все предыдущие дни студенты обсуждали проекты в группах, обменивались идеями, но так как график был очень насыщенным, большую часть групповой работы пришлось делать «по-студенчески» — в ночь перед защитой. После презентации эксперты сочли, что все проекты выполнены на высоком уровне, однако было решено продолжить исследования по тематике проектов.

Завершила работу школы лекция старшего преподавателя кафедры мировой политики ВШЭ Дмитрия Суслова «Стратегия США в Тихоокеанском регионе и ее влияние на российско-китайские отношения», после которой прошла официальное закрытие летней школы. Директор ЦКЕМИ Тимофей Бордачев, начальник управления развития международной деятельности ВШЭ Марина Баталина и профессор Восточно-китайского педагогического университета Янг Ченг вручили участникам памятные дипломы. Российские студенты обменялись с китайскими сувенирами.

После церемонии закрытия школы по просьбе гостей отправились на экскурсию в Третьяковскую галерею, где российские коллеги рассказали о своих любимых залах и картинах. В конце концов все немного утомились и решили поехать туда, где можно просто погулять, наслаждаясь красивыми видами — к Новодевичьему монастырю. Незаметно наступил вечер, пришло время прощаться. Студенты обменялись контактами, чтобы поддерживать связь по интернету — до следующей встречи, в реальности которой, пожалуй, никто из участников школы не сомневался.

 

Екатерина Захарова, Юлия Карпеева, Екатерина Островская, Екатерина Пугаченко, Анастасия Пятачкова, Елена Сидорова, студенты ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Россия и Китай: в НИУ ВШЭ разработана новая траектория сотрудничества

В НИУ ВШЭ разработан уникальный подход к измерению человеческого благополучия, который открывает новые возможности для международного сотрудничества. На форуме в Казани «РОСТКИ: Россия и Китай — взаимовыгодное сотрудничество» представители НИУ ВШЭ — проректор и инициатор НЦМУ «Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала» Лилия Овчарова и заместитель проректора НИУ ВШЭ Мария Нагерняк — подчеркнули важность интеграции усилий двух стран.

МИЭМ ВШЭ и Нанкинский университет обсудили совместные проекты в области инженерных наук

Развитие сотрудничества в области инженерных наук стало ключевой темой в ходе очередного визита делегации Нанкинского университета (Nanjing University) в Высшую школу экономики. В этот раз гостей принималМосковский институт электроники и математики имени А.Н. Тихонова (МИЭМ) НИУ ВШЭ.

Новые направления обучения, более 300 заявок из 20 стран: открылся набор на “Study Tour Experience”

“Study Tour Experience” — уникальный проект для иностранных абитуриентов магистратуры, желающих примерить на себя, каково это — быть магистрантом Вышки. Международная учебная стажировка реализуется Дирекцией по работе с молодежью за рубежом с 2020 года в двух форматах, онлайн и офлайн, на двух языках — английском и русском. В осеннем семестре 2024/25 учебного года стажировка пройдет с 11 по 23 ноября, а крайний срок подачи заявок — 13 октября.

От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике

С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).

Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.

Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей

В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.

Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР

24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.

«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки

Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.