• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

1 сентября в лицее Вышки отметили квестом и игрой «Что? Где? Когда?»

В вышкинском лицее начался второй учебный год — здесь будут учиться 400 десятиклассников и 58 одиннадцатиклассников. 1 сентября к лицеистам пришел ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Школьники устроили ректору настоящий «брифинг», а после этого «бывалые» 11-классники организовали для «новобранцев» познавательно-развлекательный марафон.

О науке, рынке труда и свободе

Новый учебный год в вышкинском лицее открыл ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Он объяснил, зачем университету нужен лицей. Во-первых, вуз заинтересован в студентах, которые не просто хотят учиться в Вышке, но уже знают, чем именно хотят заниматься. В лицее школьникам предлагают большой объем специализированных курсов по шести образовательным направлениям (социально-экономическое, гуманитарное, юридическое, востоковедение, дизайн, математика и информатика), благодаря которым они смогут более осознано подходить к выбору вузовского направления обучения.

Во-вторых, в лицее можно изучить то, на что в университете не хватает времени, например, историю различных дисциплин. «Это делает обучение живым, заставляет понимать, что научное знание формируется из цепочки гипотез и их опровержений. Знание истории предмета позволяет чувствовать ткань науки, быть не только специалистом, но и интеллигентом — человеком, обладающим большим необязательным знанием», — рассказал Кузьминов лицеистам.

На линейке также присутствовал первый заместитель председателя Правления Сбербанка России Лев Хасис. Он высказал уверенность, что в лицее ВШЭ ребята получат знания, которые будут востребованы в различных организациях и компаниях, в том числе и в Сбербанке. «То, чему вас будут учить здесь, очень нужно Сбербанку: у нас огромный спрос на математиков, ИТ-специалистов, экономистов, пиарщиков, востоковедов. Возможно, сегодня среди вас есть и будущий ректор ВШЭ, и будущий президент Сбербанка, и будущий президент России», — сказал Хасис.

А заместитель научного руководителя ВШЭ Лев Любимов обратился к лицеистам с такими словами: «Очень вас прошу, во-первых, не зубрить, а понимать, что вам говорят. Во-вторых, советую вам серьезно и основательно подходить к изучению иностранных языков. Немецкий философ Людвиг Витгенштейн говорил, что границы нашего языка определяют границы познания мира. А в остальном будьте свободными, трактуя свободу как freedom — свободу выбора, а не как liberty — свободу от ограничений».

Плюшевые вороны и средство от хандры

Затем по сценарию шел «брифинг с Кузьминовым» (это была идея школьников). Очередность определялась так: ректор ВШЭ кидал ребятам плюшевых ворон (ворона — символ Вышки), а поймавший птицу задавал ему любой вопрос. Кузьминова спрашивали про самую важную науку (ответ: философия), самый приятный момент в жизни (предвкушение того, когда можно лечь на диван с книгой), лучший способ избавиться от хандры (пятикилометровая пробежка).

Одна из лицеисток спросила, какое качество в людях Ярослав Иванович считает самым ужасным. Он ответил: отсутствие сочувствия к другим людям. По его мнению, у российских школьников и студентов сочувствие есть, но оно приобрело неправильные формы. «У нас принято давать списывать, благодаря этому мы ничему не учимся, зато ловко всех обманываем, и в том числе себя. Противоположность — англосаксонская модель, когда вам не дадут списать, еще и сообщат о том, что вы списываете. И  то, и другое мне не нравится. Надо думать друг о друге не как о конкурентах или сообщниках, а помогать человеку освоить то, что у него не получается».

Тему списывания поддержала директор лицея Наталия Любомирская. «Вы бы хотели лечиться у врача, который все время списывал? — спросила она у лицеистов. — Я за товарищество, но без списывания, с которым  мы будем бороться».

Квест, «Сплин», «ЧГК»

Официальная часть завершилась коллективным селфи лицеистов с Кузьминовым, а затем начался пятичасовой развлекательно-познавательный марафон, придуманный одиннадцатиклассниками для поступивших в этом году. «Это очень круто, когда тебе не спускают сверху указание, что и как ты должен сделать, а дают карт-бланш на любой сценарий. Я помню свои первые сентября, и ни одно из них мне не нравилось. А вот то, что мы придумали, мне самому интересно, и я вижу, что и ребята с удовольствием принимают участие во всех конкурсах и играх», — поделился своими эмоциями ученик 11 класса, ведущий игры  «Что? Где? Когда?» Тимофей Обухов.

Всех десятиклассников поделили на пять групп и отправили в путь по пяти «станциям». В течение нескольких часов ребята посетили антикафе «glhf», где под гитару пели песни «Сплина», «ДДТ», Noise MC, играли в «Что? Где? Когда?», приняли участие в тимбилдинге на граффити-площадке на Мясницкой улице, прошли квест на Чистопрудном бульваре, создали бумажный плакат на тему «Каким мы видим лицей будущего», а на асфальте нарисовали герб своего образовательного направления.

«Мы хотели показать новым ребятам жизнь лицея, ту учебную и особенно внеучебную атмосферу, которая сложилась у нас за прошлый год: места, где мы отдыхаем, песни, которые мы поем, когда выезжаем в Вороново (вышкинский учебный центр), и другие формы активностей, начиная от «ЧГК» и заканчивая походами в антикафе, где можно с пользой переждать пустую пару», — рассказал один из идейных вдохновителей этого мероприятия одиннадцатиклассник Алексей Тетюшин.

Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Более 1300 школьников стали победителями и призерами НТО Junior

Завершился шестой сезон трека Junior Национальной технологической олимпиады (НТО), проектный офис которой работает в НИУ ВШЭ. Победителями и призерами соревнований стали 1320 учащихся 5–7-х классов из 69 регионов Российской Федерации. В 2024 году в НТО Junior приняли участие более 24 тысяч школьников, всего за время проведения юниорский трек олимпиады охватил больше 140 тысяч учащихся со всей России и из ряда зарубежных стран.

Региональные кейс-чемпионаты школьников прошли в 32 субъектах Российской Федерации

В состязаниях приняли участие более 4 тысяч старшеклассников и студентов колледжей и техникумов в составе 1252 команд. Победителями стали 122 команды (67 в кейс-направлении, 55 в бизнес-направлении), призерами — 331 команда, десятки команд отмечены в специальных номинациях партнеров. В пяти регионах — Московской области, Республике Мордовия, Удмуртской Республике, Чувашской Республике и Краснодарском крае — кейс-чемпионаты состоялись впервые.

Успеть за 96 часов: до окончания регистрации на «Высшую пробу» осталось 4 дня

Олимпиада проводится по 30 профилям. Из них 28 включены в перечень олимпиад школьников на текущий учебный год — дипломанты из 11-х классов получат право поступления в вузы БВИ или 100 баллов ЕГЭ по профильному предмету. Два новых профиля — «Промышленное программирование» и «История искусств». Хотя регистрация завершится 5 ноября в 14:00 (мск), не стоит откладывать ее на последний день.

Говорим о важном: российские школьники узнали о возможностях НТО

О возможностях Национальной технологической олимпиады (НТО) ученикам российских школ рассказали 2 сентября на первых в новом учебном году уроках «Разговоры о важном». Принять участие в самых масштабных в стране командных инженерных соревнованиях приглашаются школьники 5–11-х классов и студенты вузов и колледжей. Регистрация на десятый сезон НТО открыта на сайте.

«Лицейские классы при поддержке НИУ ВШЭ»: школьники из Узбекистана в Вышке

Вышку посетили учащиеся академического лицея International House Tashkent  при НИУ ТИИИМСХ (Узбекистан) — участники образовательного проекта «Лицейские классы при поддержке НИУ ВШЭ». Проект инициирован и реализуется Дирекцией по работе с молодежью за рубежом с 2022 года в сотрудничестве с факультетами НИУ ВШЭ и зарубежными общеобразовательными учреждениями. В этом году программу подготовили факультеты компьютерных наук, мировой экономики и мировой политики, экономических наук, Школа дизайна, Высшая школа бизнеса и Международный институт экономики и финансов.

YOUPITER в питерской Вышке: планета начинающих медийщиков

В мае в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург состоялся пятый Всероссийский медиафестиваль YOUPITER, объединивший талантливых школьников, студентов-наставников и опытных специалистов в сфере медиа. Более 100 старшеклассников из 12 городов России на протяжении трех дней создавали проекты по теме «Неформальный Петербург». Партнерами фестиваля выступили «ВКонтакте», «Яндекс» и другие компании.

«Вы — национальная гордость, лучшие из лучших»

В середине мая состоялся финальный турнир «Знание.Игра» чемпионата России по «Что? Где? Когда?» среди школьников и студентов колледжей. Команда Лицея НИУ ВШЭ в Москве вошла в число призеров соревнований, заняв третье место. Всего в масштабном интеллектуальном соревновании, организованном Российским обществом «Знание» в партнерстве с правообладателем Продюсерским центром «Игра-ТВ», приняли участие свыше 120 тысяч учащихся, представляющих порядка 14 тысяч учебных заведений.

«Анализ данных используется во многих сферах далеко за пределами IT»

На заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экономике состоялась лекция экспертов Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Представители методической комиссии и члены жюри ВсОШ обратили внимание учителей, сопровождающих школьников-олимпиадников, на востребованность навыка работы с информацией в различных сферах и рассказали, как помочь ученикам выстроить свой путь в этом направлении.

«Программирование плюс реальная жизнь»: подведены итоги олимпиады PROD

В Центре культур НИУ ВШЭ состоялась церемония награждения дипломантов олимпиады PROD. Это новая и первая в России олимпиада по промышленной разработке для учеников 9–11-х классов, организованная НИУ ВШЭ, «Тинькофф» и Центральным университетом. В отборочном этапе приняли участие около 4 тыс. человек из 89 регионов России, а также из Казахстана, Беларуси, Армении, Китая, Туркменистана. Победителями и призерами олимпиады стали 43 человека.

При участии ВШЭ состоялась Открытая олимпиада школьников по программированию

В марте в учебном центре компании «1С» прошла Открытая олимпиада школьников по программированию. В этом году она проводилась на четырех площадках: в Москве, Перми, Липецке и Тегеране (Иран). Организаторами соревнования выступили Департамент образования и науки города Москвы, МФТИ и НИУ ВШЭ в партнерстве с «1С», «Яндексом» и Центром педагогического мастерства.