• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Команды школ Дальнего Востока защитили программы развития в «Циолковском 2030»

Команды школ Дальнего Востока защитили программы развития в «Циолковском 2030»

© Высшая школа экономики

23 школы Дальнего Востока завершили программу «Циолковский 2030», которая была запущена НИУ ВШЭ и Благовещенским государственным педагогическим университетом при поддержке Минвостокразвития и Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики. Образовательные учреждения защитили программы развития, которые создавали вместе с экспертами Института образования ВШЭ. Лучшими признали проекты школ из Амурской области, Забайкальского края и c Камчатки. Теперь команды переходят от идей к реализации.

В течение четырех месяцев школьные команды — директора, их заместители, методисты и учителя — разбирались, как работает образование в логике развития территорий, сравнивали опыт школ и учились проектировать изменения на основе данных.

Наталья Исаева

«Это не курсы повышения квалификации в привычном смысле. Здесь учатся мыслить стратегически, но не абстрактно, а применительно к своей школе, своему поселку или городу, своему региону», — объяснила Наталья Исаева, академический руководитель программы «Управление образованием».

Белогорская школа №17 сосредоточилась на проектной работе и формировании у школьников критического мышления. Для всех девятиклассников введут обязательный индивидуальный проект «Моя жизненная траектория» с публичной защитой перед работодателями и представителями вузов. Для учеников с 1-го по 8-й класс и десятиклассников создадут проектные лаборатории, в которых дети будут решать задачи социальных партнеров. Охват планируется увеличить с 10% в первый год до 60% к 2031-му. Дополнительно запустят летний интенсив «Проектный инкубатор», на котором обучат учителей, чтобы развитие критического мышления и сотрудничества стало частью уроков по всем предметам.

Быркинская школа из Забайкальского края решила развиваться как эколого-краеведческий центр. Село Бырка находится рядом с Быркинскими скалами — природным памятником с наскальными рисунками, редкими растениями и необычным ландшафтом. Школа сделает эту территорию образовательным ресурсом: разработает туристические маршруты, подготовит школьников-гидов и создаст волонтерский отряд для экологического мониторинга вместе с горнорудными предприятиями региона — компанией «Байкалруд» и Быстринским горно-обогатительным комбинатом. К 2027 году планируют открыть лабораторию за счет грантов. Для школы с 53 учениками это еще и вопрос выживания: эколого-краеведческий центр с интернатом формирует уникальное предложение и снижает риск реорганизации.

© Высшая школа экономики

Средняя школа №2 из села Мильково на Камчатке делает ставку на профессиональное обучение для всего села. Здесь хотят запустить лицензированные программы под конкретные запросы местных работодателей. Ключевая идея: в роли мастеров профобучения выступят родители, работающие по востребованным профессиям. Для старшеклассников появится формат, в рамках которого каждый будет составлять подробный план будущего с привязкой к реальности села: какая профессия нужна, где ее получить и у кого стажироваться. К 2028 году выпускной экзамен по профобучению превратят в окружной фестиваль профессий с публичной демонстрацией навыков перед работодателями и жителями.

Школа №32 из Южно-Сахалинска предложила превратить себя в ресурсный центр агротехнологий. Используя статус единственной базовой школы РАН на острове, команда собирается запускать реальные проекты для агропредприятий. Старшеклассники будут работать в лабораториях НИИ сельского хозяйства и проходить стажировки в совхозах «Тепличный» и «Южно-Сахалинский», а также на экоферме «Клубника от Наташи». Вместе с техникумом механизации школа выстроит связку «аттестат + профессия»: к выпуску ученики будут получать квалификацию и первый опыт работы. К 2030 году рассчитывают выходить на 15–20 таких проектов в год, а учителей переучить, чтобы они стали экспертами в агротехнологиях.

© Высшая школа экономики

Заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Эльвира Нургалиева отметила значимость работы участников: «Одна из целей программы — помочь школам увидеть свое место в большой картине образования и развития Дальнего Востока. В своей школе, в своем городе или селе вы реально можете влиять на изменения. Если каждый честно и качественно делает свою работу, эффект почувствуют и учителя, и школьники, и родители».