• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Какое счастье, что ВШЭ организовала волонтерское движение»

«Какое счастье, что ВШЭ организовала волонтерское движение»

© iStock

18 июня исполняется три месяца с запуска Центра поддержки старшего поколения, организованного силами подразделения Центра по работе с местными сообществами Института прикладных политических исследований. В его задачи входила помощь в период пандемии сотрудникам университета старше 70 лет, пенсионерам ВШЭ, а также участникам программы «Московское долголетие в Вышке».

В работе Центра поддержки старшего поколения, открывшегося 18 марта, приняли участие 178 студентов-волонтеров и 19 сотрудников университета. Всего за три месяца существования Центра помощь получили 1219 человек, обратившихся на «горячую линию» по номеру 8-926-427-75-36.

Валерия Касамара, проректор НИУ ВШЭ

Валерия Касамара, проректор НИУ ВШЭ

Появление в городах России коронавируса обернулось большой проблемой для старшего поколения: выход на улицу, встреча с родными и даже выполнение бытовых задач стали затруднительными. Это коснулось и сотрудников Вышки, среди которых немало пожилых людей, а также создало дополнительные трудности для многодетных семей. Нам удалось быстро сориентироваться и запустить проект «Центр поддержки старшего поколения».

Что удалось сделать Центру поддержки старшего поколения за три месяца

    1. Клуб любителей иностранных языков

В режиме телефонного или skype-звонка волонтеры беседуют на английском и французском языках со слушателем на свободную тему, обсуждают проблемные вопросы, связанные с изучением языка, советуют материалы для изучения в интернете. На протяжении трех месяцев иностранными языками дистанционно занимались 90 человек, каждый пенсионер занимался с закрепленным за ним студентом-волонтером. Все члены Клуба до карантина были слушателями очных курсов иностранных языков для старшего поколения в НИУ ВШЭ.

Ольга Николаевна Рузакова, пенсионер

Во время самоизоляции я по скайпу занималась английским языком со студенткой Анастасией Смирновой. Я сама выбирала тему разговора: Анастасия задавала вопросы, я отвечала. Мы обсуждали и дачу, и наших домашних животных, и моду, и фильмы, говорили о коллекционере Айрис Апфель и Коко Шанель, о Титанике и Йеллоустоунском парке, о Рэе Брэдбери и Эми Вайнхаус. Уроки всегда проходили в хорошем темпе, Настя сразу исправляла мои ошибки: она отлично знает язык, но, наверное, не это главное. Она чудесный человек, добрый и открытый. Такое удовольствие было болтать с ней по утрам, да еще и по-английски. Я думала: какое счастье, что ВШЭ организовала это волонтерское движение! Его участники помогли пожилым людям пережить трудное время. Общение с молодыми и энергичными студентами и сотрудниками университета украсило и оживило наше вынужденное затворничество. Оно стало глотком свежего воздуха! Даже многие родственники избегают общения с пожилыми. А волонтеры с энтузиазмом и искренним интересом общаются с нами, посторонними, казалось бы, людьми.

Кроме Насти Смирновой я хотела бы поблагодарить и нашу прекрасную преподавательницу из ВШЭ Наталью Михееву, и куратора Александру Шитову, которая так быстро организовала и скоординировала нас, что мы и заскучать не успели!

Я надеюсь, когда-нибудь ВШЭ устроит очную встречу волонтеров с нами, москвичами «55+», и мы сможем не через экран, а вживую сказать им слова нашей горячей благодарности за их участие и улыбки.

     2. Йога онлайн

Руководитель студенческой организации «Його Вышка» Мария Дзюбенко проводила занятия по йоге для старшего поколения прямо в Zoom.

     3. Проект «День Победы в моей судьбе»

Студенты-волонтеры собрали интервью-воспоминания у ветеранов ВОВ, детей войны и тружеников тыла, связанные с войной и послевоенным восстановлением Москвы. Волонтеры-дизайнеры создали иллюстрации к воспоминаниям ветеранов. Публикация воспоминаний с иллюстрациями размещена на сайте НИУ ВШЭ, создан специальный раздел к 75-летию Победы

    4. Бесплатные курсы «Вышка онлайн» для старшего поколения

Пенсионеры могут получить бесплатный доступ к платформе «Вышка Онлайн». Здесь найдутся не только интересные лекции лучших преподавателей вуза, но и материал для самостоятельной работы. На онлайн-программах обучается 88 подопечных Центра. В сентябре желающие пройдут экзамен с проктором и получат сертификат об успешном прохождении курсов. 

    5. Подготовка и проведение окружного Чемпионата по компьютерному многоборью для старшего поколения

В партнерстве с Всероссийской общественной организацией «Союз пенсионеров России» и Департаментом социальной защиты населения города Москвы проведен окружной этап соревнований для пенсионеров ЦАО. Волонтеры разработали задания и критерии оценки, провели соревнование и отбор лучших в административном округе для участия в городском конкурсе.

 6. «Московское долголетие» онлайн

С 16 марта офлайн проект был приостановлен из-за карантина. Однако с 1 июня НИУ ВШЭ начал проводить занятия в онлайн формате на платформе Zoom по четырем направлениям: английский и французский языки, лекторий ЖКХ и занятия по мемуаристке. Всего в рамках проекта «Московское долголетие» дистанционно занимаются 104 человека. С июля планируется возобновить спортивное направление, занятия организуют в городских парках на свежем воздухе.

    7. Юридические консультации онлайн

Пенсионеры обращаются за разъяснениями нововведений в условиях карантина (выплата адресной социальной помощи гражданам, соблюдающим режим самоизоляции, вопросы по налогообложению, отсрочкам по коммунальным платежам, работе судов, штрафам за нарушение условий самоизоляции). 

  8. Доставка продуктов и лекарств по заявкам, поступившим на «горячую линию»

Валерий Курабко, пенсионер ФСБ РФ, до 2018 года профессор Института проблем безопасности НИУ ВШЭ, кандидат юридических наук

Пандемия затронула практически каждого человека в мире, а наиболее уязвимой группой стали пожилые люди. Мы с супругой оказались в сложной ситуации, госструктуры нам не помогли. Когда мы узнали, что можно обратиться за помощью на «горячую линию» Центра поддержки старшего поколения, то уже особо и не надеялись на успех. Но именно там мы встретили теплоту, нежность и заботу.

Проявленное к моей семье внимание, бескорыстная оперативная помощь волонтеров еще раз убеждают меня, что потенциал взаимопомощи в университете высок как и прежде, когда я сам работал в Высшей школе экономики.

  9. Помощь многодетным и сотрудникам Вышки

После объявления президентом дополнительным мер господдержки для семей с детьми «горячая линия» начала отвечать на обращения многодетных родителей. Центр волонтерства также принял участие в организации онлайн лагеря для детей из многодетных семей.

Не только людям старшего поколения и семьям с детьми этой весной требовалась помощь. Звонили на «горячую линию» и сотрудники университета, и студенты с самыми разными вопросами: когда выходить на работу и учебу, как в условиях самоизоляции забрать из кабинета в Вышке нужную вещь, как передать больничный в офис или ноутбук пенсионеру-преподавателю на дачу, отвезти документы в МФЦ. За помощью к волонтерам Центра обратилась и сотрудница магазина «БукВышка» Ольга Новоскольцева: «Мы попали в безвыходное положение: как отдать два больничных листа, если ты на карантине и не можешь выйти на улицу. Но моя коллега нашла на сайте Вышки телефон “горячей линии”, и проблема решилась буквально за два дня. К нам приехали, забрали документы, отвезли их в университет – и совсем скоро мы получили выплаты».


Самоизоляция для старшего поколения закончилась, но проект продолжает работу. На «горячую линию» поступают вопросы от родителей по денежным выплатам на детей, а также по получению правовой помощи, которую оказывают сотрудники Центра правового сопровождения экспертной и исследовательской деятельности ИППИ и студенты-юристы.

Пенсионерам так понравилось заниматься иностранными языками в режиме small talk, что было решено разместить предложение на Ярмарке проектов для студентов. Сразу откликнулись более 50 человек! Этот нужный и важный проект продолжит жизнь и после снятия всех карантинных мер.