• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Магистратура нужна тем, кто стремится совершенствовать свой профессионализм»

«Магистратура нужна тем, кто стремится совершенствовать свой профессионализм»

© Высшая школа экономики

Несмотря на то что основной этап приема в магистратуру НИУ ВШЭ уже завершен, документы еще можно подать на ряд программ, в том числе полностью платных и онлайн. Представители программ рассказали о некоторых из них: как проходит обучение, как студенты занимаются практикой и что по итогам получают выпускники. Успейте подать документы до 15 сентября.

Иван Климов, академический руководитель онлайн-программы «Прикладная статистика с методами сетевого анализа»

— Преподаватели и руководители программы стараются откликаться на запросы и интересы студентов. Мы видим три самых популярных запроса.

Во-первых, это прикладной характер обучения, решение практических задач, получение опыта работы в реальных проектах, исследованиях и разработках. Слушатели могут вовлекаться в проекты преподавателей и сотрудников ANR-Lab (Международная лаборатория прикладного сетевого анализа, МЛПСА. — Ред.), а могут приносить свои задачи и проекты и уже под них набирать команды.

Второе — интерес к сетевому анализу. Это не анализ уже существующих платформ типа «Твиттера» (в настоящее время — X. — Ред.) или «ВКонтакте», а разветвленная методология анализа любых связей и взаимодействий. Например, это связи компаний между собой, совместные публикации и даже просто слова в текстах. Поскольку программа реализуется на базе МЛПСА, слушатели могут воспользоваться экспертизой как вышкинских исследователей, так и коллег из Университета Любляны.

В-третьих, интерес к анализу данных, к овладению статистическими методами. Процентов сорок слушателей программы — это люди с опытом работы, вполне сложившиеся профессионалы. Их интерес состоит в том, чтобы дополнить свой опыт и знания умениями работать с данными, понять, как использование статистических методов должно встраиваться и в логику исследования, и в логику принятия решений, основанных на данных. Именно поэтому среди слушателей можно встретить не только выпускников бакалавриата, но и вузовских преподавателей, финансовых аналитиков, медицинских специалистов и даже бизнесменов или деканов факультетов. Во время работы над проектами порой возникают очень интересные команды.

С прошлого года программу перевели в онлайн-формат. Занятия, как и на большинстве других магистерских программ, начинаются вечером, в 18:30 по московскому времени, и длятся примерно три часа с перерывом. Преподаватель и ассистент ведут семинары в реальном времени, поэтому студенты могут задавать вопросы, уточнять задания, разбирать непонятные моменты и, кроме того, договариваться о персональных консультациях.

Все лекции, семинары и занятия записываются и на следующий день становятся доступными для просмотра. Среди слушателей есть студенты из разных стран — Мексика, Аргентина, Ирландия, Словения, Израиль, Китай. Мы стараемся учесть и этот фактор, поддерживать и вовлекать слушателей в учебный процесс. По нашим оценкам, объем нагрузки не запредельный, примерно 20 часов в неделю. Итоговая оценка по предлагаемым курсам ставится по результатам выполненного проекта, теста или задания. Курсовая работа или ВКР предполагает текст с определенной структурой, логикой, выводами и приложениями, то есть все как у программ онлайн-формата.

Для того чтобы без стресса учиться на нашей программе, стоит оценить и проапгрейдить некоторые свои умения. Программа англоязычная, то есть нужно уверенное владение языком — лекции и значительная часть профессиональной коммуникации проходят на английском. Абитуриенты программы также должны владеть хотя бы базовыми знаниями R и Python. Эти языки, особенно R, достаточно активно применяются нашими преподавателями. В первом модуле у нас предусмотрены два адаптационных курса — математическая статистика и введение в R и Python. Но повторюсь, что вы очень себе поможете, если в течение ближайшего месяца посмотрите в эту сторону.

Что касается практической подготовки, здесь есть три взаимосвязанных компонента. Во-первых, большинство преподавателей ориентируются на то, чтобы в рамках курса студенты освоили определенный метод или подход и сделали какой-то проект. Во-вторых, есть обязательные элементы подготовки: курсовая работа и выпускная работа, Master Theses. Они также заточены на выполнение и защиту прикладного проекта. Со слушателем работает научный руководитель, и, если необходимо, мы подключаем других экспертов, исследователей в качестве консультантов. И третий элемент — сама проектная работа. Она идет в формате проектного семинара, практики, консультаций слушателей программы с другими студентами, которым требуется совет по анализу данных. Однако ключевой элемент всех этих вариантов — участие в реальных проектах и задачах. Слушатели программы могут включаться в текущие проекты сотрудников лаборатории, коллег из других подразделений Вышки или из исследовательской индустрии в целом. Мы ищем тех, у кого есть реальные запросы. Для «РИА Новости» мы провели работу о том, как люди смотрят интерактивное видео, для Московской школы управления «Сколково» делали сегментацию россиян по их отношению к предпринимательству, для еще одной команды «Сколково» провели анализ публикаций о Китае в российских СМИ, для Центра языка и мозга ВШЭ решали задачу различения дислексиков и нормотипичных подростков, для компании Kontakt InterSearch анализировали гендерную специфику лидерства у руководителей крупных российских компаний. Можно еще много примеров привести, но принцип понятен: мы стараемся соединять слушателей программы с командами из исследовательской и аналитической индустрии.

По итогу с умениями, которые получают наши выпускники, можно строить карьеру в самых разных областях. Это, конечно же, бизнес-анализ и сегментация потребителей, например, анализ бизнес-процессов, логистики, широкая HR-проблематика. Также умение работать с данными востребовано в IT-индустрии. Мы стараемся не сильно пересекаться с другими магистерскими программами, которые больше ориентированы на IT-аспекты и темы, в таком большом направлении, как Data Science. Но все-таки мы даем курсы по машинному обучению, дата-майнингу, работе с большими текстовыми массивами. Без этих умений сейчас трудно обойтись. Но наша программа больше именно про статистический анализ данных и про то, как его соединять с методологией сетевого анализа.

Ольга Зеленова, академический руководитель образовательной программы «Управление людьми: цифровые технологии и организационное развитие»

— Магистерская программа Высшей школы бизнеса ВШЭ «Управление людьми: цифровые технологии и организационное развитие» характеризуется оригинальным междисциплинарным содержанием. Мы рассматриваем широкий контекст вопросов управления людьми в организациях в условиях цифровой трансформации и необходимости организационных изменений, которые основаны на сочетании подходов стратегического управления, финансового анализа и аналитики больших данных. Более 50% дисциплин преподаются впервые в магистратуре по управлению человеческими ресурсами. Кроме того, программа ориентирована на практику: она строится в партнерстве с крупными российскими компаниями и отвечает на запросы корпоративных партнеров. Более половины преподавателей — это выдающиеся практики-эксперты в соответствующих предметных областях, в том числе из компаний-партнеров. Отмечу, что наши студенты также вовлечены в действующее профессиональное сообщество HR-практиков.

Программа реализуется полностью в офлайн-формате, а занятия проводятся в вечернее время, так как 90% студентов работают. На парах рассматриваются реальные HR-кейсы, студенты выполняют большое количество проектных заданий, работают с цифровыми технологиями и выполняют цифровые проекты в сфере HR. Среда обучения на программе организована с использованием инструментов, предоставляемых HRTech-партнерами программы. Это инструменты отбора персонала, онбординга, управления опытом, предсказательной аналитики, формирования индивидуальной траектории развития. Все вышеперечисленное позволяет студентам не только изучить предлагаемые средства, но и получить практический опыт их использования.

Программа готовит аналитиков-экспертов, владеющих широкими компетенциями в области цифрового HR и организационного развития, способных выстраивать процессы управления людьми в условиях цифровой трансформации, адаптироваться к гибридному формату работы, управлять распределенными командами, принимать управленческие решения, основанные на анализе большого объема данных, а также решать прикладные задачи в HR-сфере.
Благодаря комплексной подготовке, включающей умение анализировать большие данные, навыки проектной и консультационной деятельности, выпускник программы будет способен быстро продолжить свое развитие в компании в различных ролях. Например, как специалист по развитию и обучению, специалист по внутренним коммуникациям, HR-аналитик, специалист по организационному дизайну/развитию, младший бизнес-партнер.

Будущим студентам программы важно не просто интересоваться сферой управления сотрудниками в организации, но обладать активной жизненной позицией, пытливым умом, не бояться задавать вопросы, критически мыслить и стремиться к развитию — именно эти качества сделают из вас лидеров будущих изменений в компаниях.

Александр Юрченко, директор Института проблем безопасности ВШЭ

— В этом году Институт проблем безопасности НИУ ВШЭ проводит уже шестой набор на магистерскую программу «Аналитик деловой разведки». Это по-прежнему единственная программа данного профиля в стране. За все время нами был накоплен значительный опыт, что позволяет постоянно совершенствовать содержание программы.

Программа отличается высоким уровнем компетенций преподавателей. В этом году ее академическим руководителем стал член-корреспондент Российской академии наук профессор Владимир Шульц, один из ведущих ученых, специализирующихся на вопросах безопасности личности, общества и государства. Академический совет программы возглавит заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех» Николай Волобуев, курирующий в корпорации вопросы безопасности и управления персоналом. В состав совета также вошли директор департамента безопасности ПАО «Сбербанк» Дмитрий Сафронов и директор по безопасности ПАО «ФСК — Россети» Александр Камышников. Мы отводим особую роль подбору преподавателей. Это известные представители нашего института и других подразделений НИУ ВШЭ, представители сферы. В новом учебном году в приглашенный профессорско-преподавательский состав вошли член-корреспондент РАН, доктор юридических наук, профессор Василий Христофоров, крупный специалист в области архивного дела; Елена Вавилова, ветеран СВР России; Владимир Верютин, который до этого в течение ряда лет возглавлял направление противодействия коррупции в ГК «Ростех». Такой преподавательский состав — лучшее подтверждение тесной связи нашей программы с практической деятельностью.

Занятия проводятся в вечернее время и всегда в очном формате. Как правило, и лекции, и семинары проходят в интерактивном режиме. Студенты обучаются поиску информации, перепроверке достоверности через альтернативные источники и правилам аналитической работы.

Приобретение магистрантами практических компетенций проходит в классическом алгоритме, в режиме «от простого к сложному»: от получения знаний к приобретению умений, а от умений — к выработке твердых навыков профессиональной деятельности. К примеру, методологию научных исследований они изучают во время проведения курсовых и итоговых исследований. Во время мастер-классов, проводимых представителями IT-компаний, изучают методологию исследования социальных сетей и других объектов структуры интернета. Студенты на практике изучают информационные ресурсы компаний-агрегаторов и применяют их при поиске и обработке информации.

Аналитик деловой разведки — высококвалифицированный специалист, который владеет необходимыми и достаточными навыками получения информации, способен ее профессионально систематизировать и обрабатывать, подвергать объективному и непредвзятому анализу, выдвигать и проверять гипотезы, делать прогнозы на основе экстраполяции выявленных тенденций. Представитель деловой разведки получает информацию как открытым путем, так и с применением мер сокрытия своего интереса к конкретной проблеме, при этом всегда осуществляет деятельность в рамках закона.

Описанные навыки выпускники программы могут применить в самых разнообразных областях. Прежде всего это сфера изучения бизнеса рынков деловой активности, потенциальных партнеров и контрагентов, потребителей работ, товаров и услуг, а также конкурентов.

В заключение скажу: магистратура нужна тем, кто не хочет останавливаться на достигнутом, кто стремится к научной карьере или твердо намерен идти вверх по карьерной лестнице, постоянно совершенствовать свой профессионализм. Девиз таких людей — это неустанная работа над собой, жизнь в движении, открывающийся кругозор и мир возможностей. Для выбора магистерской программы нужны осознание и мотивация на получение профильных знаний. Наблюдая за нашими выпускниками, могу уверенно сказать, что за два года учебы эти люди кардинально меняются. Они становятся на две головы выше того уровня, с которым пришли к нам. Это и является целью профессиональной деятельности коллектива программы, а когда наши цели и цели студентов совпадают, это приводит к эффекту реальной синергии.

Екатерина Макарова, академический руководитель образовательной программы «Экономика окружающей среды и устойчивое развитие»

— Программа «Экономика окружающей среды и устойчивое развитие» предполагает сочетание глубокой академической подготовки и возможности попробовать себя в реальных практических проектах. Программа реализуется в сотрудничестве с ПАО «Росбанк», ПАО «Северсталь», АО «ДРТ» и Лабораторией экономики изменения климата НИУ ВШЭ, что позволяет привлекать студентов к решению задач в рамках бизнес-проектов и научных исследований.

Ключевой принцип программы — индивидуальный подход. У нас учатся студенты с разным бэкграундом, и мы стараемся организовать образовательный процесс таким образом, чтобы учесть потребности каждого из них, выделяя время на дополнительные консультации или, наоборот, разрабатывая сложные задания для тех, кто готов к более серьезным задачам.

Помимо этого, важнейшим блоком образовательной программы является проектная деятельность. Представители компаний-партнеров проводят мастер-классы, читают специализированные курсы и вовлекают студентов в проекты с возможностью в дальнейшем стать частью коллектива. Студенты могут пройти стажировку в Лаборатории экономики изменения климата и стать частью ее команды при выполнении фундаментальных и прикладных научных исследований. То есть еще во время обучения студенты имеют возможность получить практический опыт и начать реализовывать свой карьерный потенциал в сфере устойчивого развития. Некоторые студенты первого набора уже начали работу по специальности у партнеров программы и успешно совмещают учебу и работу.

Программа осуществляется полностью на английском языке, студенты учатся в международной группе, а к обучению привлекаются зарубежные специалисты. Занятия проходят в вечернее время в будние дни и в субботу, что позволяет совмещать учебу с работой. Значительная часть лекционных занятий проводится в форме открытой дискуссии со слушателями, таким образом обеспечивается максимальное вовлечение студентов и наиболее полно обсуждаются именно те сюжеты, которые требуют более серьезного внимания. Но иногда для удобства занятия проводятся и в онлайн-формате.

Выпускники программы обладают всем необходимым набором знаний и навыков для работы в департаментах устойчивого развития и взаимодействия с инвесторами различных компаний, в аналитических подразделениях профильных министерств и ведомств, научно-исследовательских и некоммерческих организациях.

Всем абитуриентам я советую: если вы хотите начать работать в сфере устойчивого развития и получить новые знания или уже являетесь специалистом в данной области и хотите усилить свои компетенции, обучение в магистратуре — лучшее решение и инвестиция в ваше будущее.

Екатерина Зарудная, академический руководитель онлайн-программы «Цифровая урбанистика и аналитика города»

— Онлайн-формат нашей программы с широким применением асинхронных и синхронных форм обучения, предзаписанных материалов и вебинаров дает возможность совмещать обучение с работой по специальности и позволяет студентам заниматься из любой точки земного шара. Для успешного совмещения немаловажно то, что занятия проходят три раза в неделю, преимущественно в вечернее время в будни и днем в субботу, а состав группы и регионы, в которых находятся слушатели, будут учитываться при формировании расписания.

Несмотря на формат обучения, важное место отводится практической подготовке студентов. Программа выстроена с учетом запросов ведущих работодателей к специалистам, работающим в области реализации городских проектов. Ввиду этого, мы уделяем особое внимание интерактивному взаимодействию студентов с преподавателями и экспертами. Проектная командная работа и разбор кейсов предполагают формат, максимально приближенный к очным программам взаимодействия: онлайн-занятия в синхронном режиме, мастер-классы, вебинары и обсуждения проектов с одногруппниками. Также предусмотрены консультации с преподавателями и ассистентами в видеоконференциях и чатах.

Выпускник программы — это междисциплинарный специалист, владеющий навыками на стыке цифровых технологий и градостроительства. Это также содержательный лидер команды, который одинаково хорошо понимает специфику как аналитической, так и управленческой стороны городского проекта. Все, кто окончил нашу программу, могут строить карьеру в проектных и консалтинговых бюро, в региональных органах власти, аналитических центрах и центрах компетенций, архитектурных компаниях, ставящих целью реализацию городских проектов (прежде всего мастер-планов, проектов комплексного развития территорий, проектов благоустройства и т.д).

Вам также может быть интересно:

Итоги приемной кампании 2023 года обсудили на заседании Ученого совета ВШЭ

25 октября состоялось заседание Ученого совета НИУ ВШЭ, на котором были подведены итоги приемной кампании 2023 года по программам бакалавриата и магистратуры в офлайн- и онлайн-форматах. По сравнению с прошлым годом выросло количество абитуриентов во всех четырех кампусах Вышки. Средний балл ЕГЭ поступивших в НИУ ВШЭ на бюджетные места составил 94,7 балла.

Никита Анисимов в «Вестях недели»: Вышка профинансирует обучение детей и близких родственников участников СВО

В этом году по отдельной квоте на бюджетные места в Высшую школу экономики поступило свыше 150 абитуриентов. Об этом ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов рассказал в программе «Вести недели» на телеканале «Россия 1». Он также подчеркнул, что еще весной университетом было принято решение, что дети и близкие родственники участников специальной военной операции будут освобождены от оплаты обучения.

«Многое из услышанного на занятиях я сразу же успешно применяла в работе»

15 сентября завершается прием документов на магистерские очно-заочные программы Высшей школы экономики в сфере образования и управления. Студенты и выпускники программ рассказали, какие преимущества, помимо удобного формата обучения, они ценят больше всего и какие навыки, полученные на парах, применяют в дальнейшей работе.

«В этом году мы нарастили статус Вышки как университета первого выбора»

Конкурс в ведущие российские университеты продолжает расти, увеличился прием иностранных студентов, участники боевых действий и их дети получили льготы при поступлении. Основные итоги приемной кампании 2023 года подвели ректоры ведущих вузов на пресс-конференции в ТАСС. Ректор ВШЭ Никита Анисимов, в частности, сообщил, что в университет на программы бакалавриата, специалитета и магистратуры принято около 17 тысяч человек.

«В Вышку я пришел не только за знаниями, но и за опытом»

Ежегодно победители и призеры олимпиад составляют значительную часть первокурсников бакалавриата. Таких молодых людей отличают не только глубокие предметные знания, но и широкий кругозор, желание участвовать в жизни университета во всем ее многообразии. Новостная служба портала НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде узнала у первокурсников — 2023, получивших 100 баллов на ЕГЭ и победителей различных олимпиад, что помогло им поступить и почему они выбрали Высшую школу экономики.

Опубликованы сведения о зачислении на бюджетные места магистратуры

Приемная комиссия НИУ ВШЭ опубликовала сведения о зачислении абитуриентов, поступивших на бюджетные места магистратуры. Список абитуриентов, приглашенных к зачислению на места за счет средств университета, будет опубликован 14 августа.

Опубликованы списки приглашенных к зачислению на бюджетные места магистратуры

На сайте Приемной комиссии опубликованы списки абитуриентов, приглашенных к зачислению на бюджетные места. Чтобы попасть в приказ о зачислении, необходимо до 18:00 (по месту нахождения кампуса) 10 августа предоставить оригиналы документов об образовании или поставить соответствующую отметку о представлении подлинника в Личном кабинете. Сведения о зачислении будут опубликованы на сайте Приемной комиссии не позднее 15 августа.

Опубликованы сведения о зачислении на бюджетные места бакалавриата

Приемная комиссия НИУ ВШЭ опубликовала сведения о зачислении абитуриентов, поступающих по основному конкурсу, на бюджетные места бакалавриата/специалитета.

Зачисление в магистратуру: ключевые даты

Вступительные испытания в магистратуру подходят к концу, и уже 8 августа будут опубликованы конкурсные списки поступающих на бюджетные места и объявлены критерии для заключения договоров (конкурс на платные места).

Изданы приказы о зачислении на приоритетном этапе

Приемная комиссия опубликовала приказы о зачислении поступающих без вступительных испытаний (БВИ) и по особой, отдельной и целевой квотам (приоритетный этап).