В НИУ ВШЭ обсудили инструменты академического развития и способы вовлечения молодежи в науку
Cостоялся круглый стол на тему «Академическое развитие в университете сегодня и завтра». Его участники обсудили инструменты академического развития, используемые в различных предметных областях, и способы вовлечения молодежи в науку, один из которых — проведение регулярных научных семинаров. Были представлены лучшие практики подразделений Вышки.
Проректор Александр Балышев во вступительном слове отметил, что актуальность темы круглого стола обусловлена сегодняшним дефицитом кадров как в академии, так и в экономике в целом, и одна из его задач — переосмыслить актуальность существующих в Вышке инструментов академического развития.

О вызовах академического развития и ответах НИУ ВШЭ на эти вызовы рассказала модератор круглого стола — заместитель проректора, начальник Управления академического развития Анастасия Степанова. Она подчеркнула, что понятие академического развития актуально последние 30–40 лет и связано с изменением роли университета в обществе. Основной задачей академического развития считается оказание поддержки ученым для повышения их компетентности и обеспечения уверенности в своей идентичности.

По оценке Анастасии Степановой, академическое развитие в Вышке поддерживает реализацию стратегии университета, создает условия для роста научных школ и помогает отвечать на внешние вызовы. Помимо стратегического значения, оно позитивно влияет на организационную эффективность, способствует развитию персонала и дает университету институциональные преимущества, усиливая его конкурентоспособность.
Среди наиболее популярных инструментов академического развития заместитель проректора отметила семинары и консультации по академическому письму, программу академического развития для новых преподавателей и исследователей (Академический кадровый резерв), менторинг, программы постдоков, а также разнообразные адаптационные и интеграционные мероприятия для ученых. На основе данных регулярных внутренних мониторингов она показала ярко выраженные потребности ученых: около 40% респондентов заинтересованы в новых возможностях обмена опытом с коллегами из других университетов, 34% — в расширении доступа к базам данных, 25% — в улучшении научной коммуникации. Самые молодые исследователи закономерно демонстрируют спрос на навыки анализа данных и академического письма.
Зумеры и наука
Основной темой дискуссии в первой части круглого стола стали вызовы, возникающие в связи с приходом в науку поколения зумеров.
Существенный разрыв между классическим подходом к научной работе и новыми привычками молодого поколения исследователей отметила заведующая НУЛ пространственно-эконометрического моделирования социально-экономических процессов в России Ольга Демидова. В то время как построение научной репутации традиционно требует глубокого погружения в материал и длительной кропотливой работы, современные молодые ученые все чаще обращаются к инструментам искусственного интеллекта для ускорения исследовательского процесса. Это ставит перед научным сообществом важную задачу: как совместить современные способы работы с информацией с глубиной научных исследований.
Заместитель декана по науке факультета мировой экономики и мировой политики Александра Морозкина предложила для этого конкретные способы, например устраивать на научных семинарах обсуждение статей (и тогда студентам придется их читать от начала до конца), проводить семинары без гаджетов. Она также рассказала о программе привлечения научных ассистентов на факультете, в рамках которой студент за небольшую плату помогает преподавателю в его научной работе и видит преимущества такой работы. Все студенты, прошедшие через эту программу, в дальнейшем преподают и участвуют в различных проектах факультета.
Руководитель Школы филологических наук Евгений Казарцев напомнил о двух больших проектах, посвященных речевым практикам и социологии литературы, которые были успешно реализованы школой. В них предусматривалась значительная цифровая составляющая, и, по его мнению, без участия зумеров, умеющих применять цифровые инструменты, проекты бы не состоялись.
Декан факультета географии и геоинформационных технологий Николай Куричев считает, что раньше, выбирая научную деятельность, молодые люди четко понимали ее отличия от работы в бизнесе или на госслужбе, где порядки жестче, а теперь по мере «менеджериализации науки» разница становится не такой очевидной. Но она должна быть, и это прежде всего взаимодействие с наставником, научным руководителем, а также среда — «семинары, где должны собираться безумные люди, которые горят научными идеями».
Продолжая тему различий между академической средой и бизнесом, заместитель декана по научной работе факультета компьютерных наук Алексей Мицюк сообщил, что IT-индустрия сегодня очень слабо отличается от научной среды. Крупные компании все больше занимаются компьютерными науками, и условия, которые создаются в этих компаниях, сегодня не хуже, чем в университетах. Там есть свобода выбора задач, возможности для развития, не нужно работать со студентами и заниматься организационной деятельностью. Для университетов это проблема, так как возникает конкуренция с исследованиями в бизнесе.
Заместитель директора департамента анализа данных и искусственного интеллекта Василий Громов обозначил тренды трансформации науки и научной деятельности. Он отметил, что в ближайшее время сформируется научный рынок, на котором университет утратит статус монополии. Вместе с этим в обществе изменится представление о том, чем занимается ученый, и, возможно, понятие дисциплинарности исчезнет.
Первый проректор Вадим Радаев подчеркнул, что молодые люди, начиная с миллениалов, все чаще отказываются от линейной профессиональной траектории — меняют профессии и считают неприличным сидеть более трех-четырех лет на одном месте. «Академическая деятельность, как мы ее привыкли видеть и выстраивать, предполагает длинные инвестиции и полное погружение с длительным построением научной репутации и неясными перспективами. А молодые коллеги прогорают раньше, чем успевают что-либо осветить», — пояснил он.
Проректор Сергей Рощин заострил тему целеполагания в академическом развитии: «Как правило, мы этот вопрос не поднимаем, а лишь подкрепляем некоторыми данными, такими как статистика по опубликованным статьям. Однако цели академического развития носят контекстный характер с точки зрения окружающего нас общества и не должны ограничиваться только лишь публикационной активностью».

Что же касается утверждений об особенностях зумеров, то и сто, и двести лет назад представители старшего поколения утверждали, что следующее поколение не такое, как они. По мнению проректора, ключевой вопрос — в чем ценность науки, чтобы молодое поколение продолжало ею заниматься в стенах университета. «Занятия наукой — это занятия не тем, что тебе сейчас интересно, а это занятия исходя из повестки, существующей сейчас в социуме, в соединении с тем, что тебе интересно», — заключил он.
Научные семинары: постоянство, обязательность, регулярность
Вторая часть круглого стола была посвящена вовлечению молодежи в научную дискуссию. Вадим Радаев, сделавший ключевой доклад на эту тему, отметил: «Для начала надо эту дискуссию иметь, тем более что на страницах журналов реальные дискуссии встречаются крайне редко». Площадкой для нее становится регулярный научный семинар.
В своем докладе первый проректор Вышки подчеркнул, что семинарская деятельность — это не дополнение и не приложение, а часть фундамента, одна из основных форм работы. «Я считаю, что научное подразделение без регулярного семинара — это институциональная фикция: отдельные ученые проводят исследования и публикуют результаты, но целостность организации, среда, которая должна формировать ученых, остается скорее на бумаге», — сказал он.

Докладчик поделился опытом организации научных семинаров кафедрой экономической социологии и Лабораторией экономико-социологических исследований (ЛЭСИ), которые он возглавляет. В его подразделениях научные семинары проводятся еженедельно с 2002 года, и он не считает это чем-то сверхъестественным. Пусть не еженедельный, но ежемесячный семинар должен быть нормой для всякого научного сообщества. Организовать семинар может каждый, но трудно делать это на регулярной основе. «Многие шикарные проекты начинались, а потом, к сожалению, затухали», — отметил Вадим Радаев. По его мнению, семинар должен иметь постоянное ядро, быть обязательным, проводиться регулярно (не реже одного раза в месяц) и очно (возможен гибридный формат), обязательно иметь фиксированный день, время и план минимум на два-три месяца, объявляться заранее и не переноситься.
Вадим Радаев считает, что тема семинара — не главное: спикеры важнее. Он подчеркнул, что обсуждаться должны только полные тексты исследований, а материалы необходимо рассылать участникам минимум за неделю. На семинар желательно приглашать дискуссантов, предъявлять единые требования ко всем коллегам от студента до профессора, мягко и настойчиво блюсти регламент, чтобы семинар, например, не превращался в бенефис спикера.
По мнению Вадима Радаева, ценность научного семинара заключается прежде всего в общении. Это хороший способ создания и поддержания среды, возможность заинтересовать и сохранить молодых коллег, которые, как отмечалось в первой части круглого стола, сегодня склонны к быстрой потере интереса к науке.
О своем успешном опыте участия в научных семинарах и их организации рассказали и другие сотрудники Вышки.
Декан факультета компьютерных наук Иван Аржанцев напомнил, что математика в СССР, расцвет которой пришелся на 1960–1970-е годы, жила научными семинарами. В то же время в зарубежных университетах работа была устроена иначе. «Коллеги завидовали нам, что у нас такая замечательная культура научных семинаров», — сказал декан ФКН. В одном из таких семинаров участвовал он сам, и сейчас на факультете математический семинар проходит раз в две недели.
Руководитель департамента математики факультета экономических наук Фуад Алескеров рассказал о двух научных семинарах, которыми он руководит, причем один из них проводится уже 60 лет, в том числе более 20 лет в Вышке. По его мнению, семинары не должны быть ограничены по времени, вполне допустимо, если они продолжаются по четыре часа.
Ссылаясь на свой опыт работы в зарубежных университетах, декан факультета социальных наук Денис Стукал сообщил, что там научные семинары могут проходить как в виде формальных дискуссий — традиционных регулярных встреч ученых, так и в виде неформальных дискуссий — например, встреч и обсуждения научных идей за обедом. По его мнению, организация семинара должна быть общим делом всех сотрудников подразделения, которые с некоторой периодичностью за это отвечают.
Ординарный профессор Елена Драгалина-Черная поделилась опытом проведения регулярных семинаров в Международной лаборатории логики, лингвистики и формальной философии. В лаборатории их пять: теоретический, аналитический, ридинг-семинар и два научно-учебных семинара. Она считает важным поддерживать инициативы начинающих исследователей и давать им собственное пространство для обсуждений. Профессор подчеркнула, что важны длительные стажировки молодых ученых для развития международных и междисциплинарных проектов.
Подводя итоги круглого стола, Александр Балышев сказал, что его участники продемонстрировали запрос на актуализацию целеполагания академического развития в университете. Также он отметил необходимость доведения до целевых групп, прежде всего до молодых исследователей, информации об открывающихся перед ними возможностях и констатировал, что научные семинары по-прежнему являются актуальной и обязательной составляющей работы всех научных подразделений НИУ ВШЭ.