• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вышка представила разработки в области игровой инженерии на Московской международной неделе видеоигр

Вышка представила разработки в области игровой инженерии на Московской международной неделе видеоигр

© Агентство креативных индустрий при Департаменте культуры г. Москвы

Недавно НИУ ВШЭ принял участие в одном из ключевых событий игровой индустрии этого года — Московской международной неделе видеоигр (ММНВ). МИЭМ ВШЭ выступил сразу в нескольких форматах: на площадке института прошли день открытых дверей онлайн-магистратуры «Цифровая инженерия для компьютерных игр» и мастер-класс «Автоматизация геймдева: как технологии ИИ меняют подход к проектированию виртуальных симуляций», а в выставочной зоне в «Сколково» мастерская «Игровая инженерия и интерактивные системы» совместно с инди-студией Bear Head Studio представила собственный игровой движок Claw Engine, который этой осенью вышел в открытый релиз. Эксперты ФКН ВШЭ стали участниками панельных дискуссий.

Московская международная неделя видеоигр объединила профессиональное сообщество, инвесторов, издателей, образовательные организации и начинающих разработчиков. В деловой программе обсуждались экспорт российских игр, подготовка кадров, роль вузов в развитии отрасли, новые технологические тренды — от ИИ до инструментов автоматизации продакшена. Партнерами Московской международной недели видеоигр в этом году выступили Институт развития интернета (ИРИ), Московский венчурный фонд, компания «Бука», МТС Fog Play, Организация развития видеоигровой индустрии, «Ростелеком», Cyberia Nova, Сбер, 1CGS и другие организации, поддерживающие развитие игрового рынка и технологического предпринимательства.

Илья Семичаснов (слева)
Фото из личного архива

«Для нас участие в ММНВ — это возможность не только показать свои проекты, но и выстроить прямой диалог с индустрией, — отмечает Илья Семичаснов, директор Центра управления проектными разработками МИЭМ ВШЭ, академический руководитель онлайн-магистратуры «Цифровая инженерия для компьютерных игр» и руководитель мастерской «Игровая инженерия и интерактивные системы». — Мы хотим, чтобы наши студенты уже в процессе обучения работали с реальными задачами рынка и видели, как их решения востребованы студиями и издателями».

27 ноября на площадке МИЭМ прошли мероприятия для школьников, студентов и абитуриентов, интересующихся карьерой в игровой индустрии. Участникам рассказали о том, какие технологии искусственного интеллекта сегодня используются в разработке игр, почему растет спрос на специалистов в этой области и какие компетенции формируются в онлайн-магистратуре «Цифровая инженерия для компьютерных игр». Отдельный блок был посвящен мастер-классу «Автоматизация геймдева: как технологии ИИ меняют подход к проектированию виртуальных симуляций». На примерах действующих проектов продемонстрировали, как алгоритмы помогают ускорять прототипирование, упрощать настройку сложных систем и собирать игровую аналитику.

Валерия Немна

«Студентам важно видеть, что ИИ в геймдеве — это не абстрактная теория, а вполне конкретные пайплайны и инструменты, которые экономят месяцы разработки, — подчеркивает заместитель директора Центра управления проектными разработками и руководитель технологического направления мастерской «Игровая инженерия и интерактивные системы» Валерия Немна. — На дне открытых дверей мы показали, как эти подходы встроены в том числе в проекты мастерской — от симуляций до генерации контента и автоматизации тестирования».

Фото из личного архива

С 28 по 30 ноября команда мастерской «Игровая инженерия и интерактивные системы» представила на стенде в «Сколково» открытую версию игрового движка Claw Engine, разрабатываемого уже два года в партнерстве с инди-студией Bear Head Studio. Осенью движок в версии 1.2.0 стал доступен для свободной установки на сайте проекта.

Claw Engine — это программа для создания трехмерных игр и интерактивных проектов на Windows. В ней можно легко подключать свои модели, изображения и другие ресурсы, а также дописывать собственную логику работы игры. В новой версии улучшена физика: объекты в сцене реалистично сталкиваются, падают, отскакивают и взаимодействуют друг с другом в режиме реального времени. Появились новые возможности для работы с ландшафтом, визуальными эффектами (например, дым или искры) и элементами окружения. Разработчики также доработали инструменты для автоматического создания игровых миров: теперь можно быстрее настраивать рельеф, добавлять детали и даже моделировать локальные погодные эффекты.

Дмитрий Коваленко

«Геймдев поступательно и уверенно входит в образование и проектную работу в МИЭМ, — говорит Дмитрий Коваленко, проректор ВШЭ, директор МИЭМ. — Два года назад мы запустили мастерскую “Игровая инженерия и интерактивные системы”, которая выросла из нескольких студенческих проектов, объединенных идеей создания единого продукта. В текущем учебном году мы запустили магистерскую программу “Цифровая инженерия для компьютерных игр”. Игровая индустрия, как никакая другая, мгновенно реагирует на спрос, предпочтения аудитории, и наличие у нас собственных продуктов, востребованных пользователями, — безусловное достижение, которое мы с радостью можем представить уже сейчас».

Фото из личного архива

В работе стенда и демонстрации Claw Engine активное участие приняли студенты ВШЭ — участники мастерской. Они отвечали за демонстрацию движка, объясняли посетителям принципы работы систем и собирали обратную связь.

Григорий Морозов

«Когда ты показываешь движок, над которым работаешь уже год, профессионалам и начинающим, сразу становится понятно, что получилось, а что требует доработки. Иногда случайный прохожий может найти баг там, где не ступала нога тестировщика, — делится впечатлениями участник мастерской и студент МИЭМ ВШЭ Григорий Морозов. — Такие мероприятия помогают получить обратную связь в режиме реального времени и увидеть, с какими болями сталкиваются реальные пользователи. Это мотивирует улучшать наш продукт».

Владимир Никитин
© Агентство креативных индустрий при Департаменте культуры г. Москвы

По словам Владимира Никитина, заместителя руководителя мастерской «Игровая инженерия и интерактивные системы» и менеджера Центра управления проектными разработками, участие в ММНВ стало важным шагом в выстраивании партнерства.

В деловой программе ММНВ Илья Семичаснов выступил как наблюдатель Ассоциации профессионалов индустрии оперирования и разработки игр (АПРИОРИ). Ассоциация заключила стратегические соглашения с китайскими компаниями Lewan Games, Arity Limited и Huamin Group о взаимном продвижении игр на рынках России и Китая, локализации проектов и совместных инициативах в сфере цифровой экономики.

«Выход на международные рынки невозможен без таких отраслевых союзов, как АПРИОРИ, — подчеркивает Илья Семичаснов. — Для университетов участие в этих договоренностях означает не только новые карьерные треки для выпускников, но и возможность вовлекать индустриальных партнеров в образовательные программы, проектную работу и стажировки».

Кроме того, Илья Семичаснов принял участие в круглом столе «Инвестиции в таланты: образование и университеты в геймдеве», где обсуждались системные подходы к подготовке кадров, совместные программы вузов и компаний, практико-ориентированное обучение и стажировки. Марина Беляева, менеджер Центра управления проектными разработками и начальник отдела по визуальным коммуникациям мастерской «Игровая инженерия и интерактивные системы», выступила на круглом столе «Не геймдев, а школа: как создать среду, где сотрудники растут вместе с проектом». Эксперты говорили о том, как выстраивать культуру непрерывного обучения в компаниях, сочетать жесткие дедлайны с развитием сотрудников и позиционировать организацию как пространство профессионального роста.

«Онлайн-магистратура “Цифровая инженерия для компьютерных игр” и мастерская “Игровая инженерия и интерактивные системы” МИЭМ ВШЭ открыты для абитуриентов и партнеров, заинтересованных в совместных проектах на стыке образования, науки и игровой индустрии», — подчеркнул Илья Семичаснов.

Денис Поздняков

Проектная группа «Программная инженерия компьютерных игр — ПИКИ» факультета компьютерных наук ВШЭ также приняла участие в событии.

Ведущий эксперт ПИКИ Денис Поздняков выступил на панельной дискуссии «Профессии геймдева 2025: кого ищут прямо сейчас». Участники узнали об основных профессиях в индустрии, задачах исполнителей и требованиях к соискателям.

Руководитель группы ПИКИ Ольга Максименкова стала модератором панельной дискуссии «Инди-путь: как собрать свою команду и выпустить первую игру». Эксперты обсудили, как собрать надежную команду, правильно распределить роли и найти ресурсы для реализации задуманного.