Квалификации и компетенции: рынку труда нужна проактивная политика подготовки кадров
Изменения на отечественном рынке труда, связанные с дефицитом работников и технологическим обновлением многих отраслей экономики и производства, требуют более гибкой системы обучения специалистов разных профессий и подтверждения их квалификации. Об этом шла речь на Х Всероссийском форуме «Национальная система квалификаций», в работе которого приняли участие президент НИУ ВШЭ Александр Шохин и научный руководитель университета Ярослав Кузьминов.
Открывая пленарное заседание «10-летие Национальной системы квалификаций. Промежуточные итоги и новые вызовы», его модератор, президент РСПП, председатель Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, президент НИУ ВШЭ Александр Шохин, зачитал приветствие Владимира Путина. Глава государства отметил: «Впереди важные, масштабные задачи, призванные качественно улучшить систему подготовки квалифицированных специалистов, учитывающую требования не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня».
Александр Шохин сообщил: за прошедшие годы были введены профессиональные стандарты по 1600 специальностям, ставшие ориентиром для вузов и колледжей. Они позволяют приблизить программы обучения к потребностям рынка труда, обеспечить бесшовный переход выпускников учебных заведений к работе. Он напомнил, что отечественная экономика сейчас работает при остром кадровом дефиците, вызванном демографическими тенденциями и событиями последних лет. Подавляющее большинство руководителей компаний называют его барьером для развития бизнеса. По его мнению, обновление системы профессиональных стандартов, развитие гибких механизмов оценки квалификаций по рабочим профессиям облегчит решение проблемы. Другим важным направлением он назвал более активное участие работодателей в разработке и реализации образовательных программ.
Первый заместитель министра промышленности и торговли России Василий Осьмаков отметил: подготовка кадров стала ключевым элементом многих проектов технологического лидерства. Он обратил внимание на высокую востребованность ряда рабочих профессий и инженерных специальностей. Министерство, сообщил замминистра, сотрудничает с другими ведомствами в области создания центров переподготовки, разработки новых программ обучения и поддержки талантливых студентов и аспирантов по ряду специальностей. «Мы хотим вести проактивную политику подготовки кадров и будем активно участвовать в программах наших коллег», — подытожил Василий Осьмаков.
Ярослав Нилов
Председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов считает национальную систему квалификаций важным элементом рынка труда и компонентом национальной безопасности, снижающим привлечение иностранных работников. Проблемы дефицита кадров по ряду специальностей можно частично решить, пересмотрев список профессий с вредными и опасными условиями труда, где запрещена работа людей младше 18 лет. «Очевидно, что перечень требует пересмотра», — сказал он.
Научный руководитель НИУ ВШЭ, глава Рабочей группы Национального совета по развитию профессионального образования и обучения в национальной системе квалификаций Ярослав Кузьминов подчеркнул: рынок труда в России радикально изменился и стал рынком соискателя. Он обратил внимание на рост заработной платы, опережающий увеличение производительности труда, что может вызвать серьезные проблемы в экономике.
Требуются иные подходы к квалификации и образованию, например отказ от негативного отношения к недавним выпускникам. Сейчас ответственные работодатели сами идут в вузы и ссузы, встраивают в их образовательные программы длительную практику для отбора будущих работников.
При дефиците кадров компании сами готовят работников на своей базе, достраивая систему корпоративного обучения, замещающую колледжи и многократно сокращающую сроки подготовки по отдельным профессиям. «Это ставит вопрос: надо ли сохранять систему профессионального обучения в нынешнем виде?» — сказал Ярослав Кузьминов и предложил облегчить доступ к работе учащимся ссузов, сохраняя всеобщее среднее образование. Другим резервом рынка труда он назвал пенсионеров, которых, учитывая состояние здоровья, можно привлекать к работе на неполный день.
Серьезной проблемой инженерного образования Ярослав Кузьминов назвал качество подготовки. По его мнению, система образования, начиная со средней школы, должна перейти от объясняющей и иллюстрирующей модели к предметной и инструментальной.
Гендиректор АНО «Национальное агентство развития квалификаций», директор Института социально-экономического проектирования НИУ ВШЭ Артем Шадрин отметил важность сближения квалификационных требований и профессиональных стандартов в ЕАЭС, что позволит упорядочить миграцию и привлекать специалистов дефицитных профессий к дистанционной работе. Также возможно создавать в странах ЕАЭС российские экзаменационные площадки и признать национальные системы независимой оценки квалификаций. Артем Шадрин сообщил, что подписано соглашение с Казахстаном о гармонизации профессиональных стандартов.
Внутри России важно дополнять государственную аттестацию профессиональной аккредитацией, подтверждающей квалификацию выпускников, что мотивирует и студентов, и руководителей вузов и ссузов. Также в будущем следует привлекать через НСК работодателей к подготовке учебных планов и образовательных программ. «От проактивного участия работодателей будет зависеть, насколько содержательными будут навыки выпускников», — сказал Артем Шадрин. По его словам, соответствующие механизмы отработаны в пилотных проектах.
В сессии также участвовали президент Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков, президент Союза медицинского сообщества «Национальная медицинская палата», председатель СПК в здравоохранении Леонид Рошаль и директор департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда РФ Марина Маслова.
Ярослав Кузьминов стал также модератором сессии «Образование для новой реальности». В ее работе приняли участие: Екатерина Харченко, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по науке и высшему образованию; Андрей Шобанов, заместитель директора по научно-методической работе Корпоративного университета РЖД; Евгений Ивашкевич, ректор Центрального университета; Светлана Грузных, заместитель губернатора Томской области по социальной политике; Любовь Духанина, председатель СПК в сфере образования; Наталья Байда, руководитель Комитета по независимой оценке квалификаций СПК горно-металлургического комплекса; Дмитрий Кузнецов, директор Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ. Они обсудили вызовы, стоящие перед системой образования в современном обществе, потенциал национальной системы квалификаций в решении задач, стоящих перед образовательными организациями и работодателями, современные практики партнерства бизнеса и образования, новую роль среднего профессионального образования для увеличения предложения квалифицированного труда на инженерном рынке, роль искусственного интеллекта и границы его применимости в образовании, а также другие, не менее важные темы.
Вам также может быть интересно:
Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий
В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.
Новые возможности образовательного союза БРИКС обсудили на международной школе в Кыргызстане
Студент из Сибири слушает лекцию профессора из Мумбаи, ученый из Пекина работает над проектом с коллегами в Сан-Паулу — такие сценарии развиваются уже сейчас. Об этом говорили на международной школе для исследователей высшего образования, которая прошла на берегу озера Иссык-Куль в Кыргызстане. Как высшее образование может адаптироваться к новым глобальным вызовам и стать доступнее для всех, детально обсудили представители России, Китая, Индии, Японии и Великобритании.
Продолжается прием на программы магистратуры НИУ ВШЭ в сфере образования
В Высшей школе экономики продолжается прием на ряд образовательных программ магистратуры. Среди них — четыре очно-заочные программы, которые готовят специалистов в сфере образования: педагогов и управленцев. Срок обучения на всех программах — 2,5 года. Есть бюджетные и платные места. Подать документы необходимо до 16 сентября. Прием на такие программы осуществляется по результатам конкурса портфолио.
Цифровизация ДПО: как построить эффективную экосистему
Цифровизация стала одним из ведущих образовательных трендов последних лет. При этом цифровая трансформация касается далеко не только учебного процесса, но и всей системы организации и сопровождения образовательных программ. Еще один тренд — переход к персональной образовательной траектории с получением микростепеней — делает все более актуальными программы дополнительного профессионального образования. Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе «Цифровая экосистема ДПО: актуальные направления развития», прошедшем в НИУ ВШЭ.
ВШЭ приняла делегатов из 15 стран на Международной партнерской неделе в Санкт-Петербурге
23 мая в Президентской библиотеке в Санкт-Петербурге руководители и эксперты 23 вузов из 15 стран приняли участие в первом дне Международной партнерской недели. Помимо оживленной дискуссии о глобальных тенденциях развития высшего образования, состоялось подписание партнерских соглашений НИУ ВШЭ с вузами Индии, Узбекистана и Омана.
Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей
В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.
НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.
Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии
«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.
На ИВО-2023 обсудили карьерные ожидания, ценности и траектории российских студентов
В НИУ ВШЭ проходит XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023), ее основная тема — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». 25 октября, в первый день конференции, состоялась специальная секция «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании», на которой исследователи из НИУ ВШЭ представили три доклада.
В НИУ ВШЭ начала работу XIV Международная конференция исследователей высшего образования
Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». В течение трех дней исследователи из разных регионов России и зарубежных стран будут обсуждать, какие индивидуальные и институциональные факторы определяют образовательный опыт студентов, как он связан с достижением образовательных результатов и как влияет на успешность на рынке труда. Конференция продлится с 25 по 27 октября, будет представлено более 90 докладов.