«Понимание устройства городской экономики — один из ключевых вкладов в знание о городе в целом»
В середине ноября в Шухов Лаб состоялась первая Школа городской экономики, организованная Комплексом экономической политики Москвы совместно с факультетом городского и регионального развития (ФГРР) ВШЭ. Школа объединила студентов различных вузов и экспертов. В течение трех дней они обсуждали особенности экономики города, его пространственного развития, цифровизации городского пространства и работы с городскими данными.
Лекции ведущих экспертов
Программа мероприятия включала интенсивные лекции и кейс-соревнование. Первый день был посвящен введению в городскую экономику и вопросам пространственного развития. Заместитель мэра Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития Мария Багреева озвучила основные вызовы для столицы, отметила особенности ее экономики в сравнении с другими мегаполисами, а также поделилась со студентами планами и перспективами развития города. Руслан Гончаров, руководитель Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского, и Татьяна Гук, директор Института Генплана Москвы, рассказали о том, чем экономика мегаполиса отличается от экономики маленьких городов и как она влияет на архитектурное и пространственное развитие. Станислав Короп, и.о. директора департамента финансовых технологий Банка России, рассказал, как финтех меняет экономику мегаполиса, что такое цифровые финансы, унифицированный QR и какие перспективы имеет цифровой рубль.
Второй день был полностью посвящен теме цифровизации городского пространства. Исполнительный директор Института городских инноваций Гуанчжоу Николас Ю поделился своими взглядами на то, какими будут города будущего. О цифровых сервисах и их влиянии на жизнь города рассказал Владимир Вертоградов, управляющий директор НОРБИТ, вице-президент ГК «ЛАНИТ». Эдуард Лысенко, министр правительства Москвы, рассказал о развитии цифровых сервисов в столице и планах на период до 2030 года.
Третий день мероприятия был посвящен работе с городскими данными и доказательной урбанистике. Юрий Кульчицкий, руководитель проектной группы Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского ФГРР ВШЭ, объяснил, как измерять экономические эффекты городских решений. Арамаис Дзаварян, заместитель начальника управления финансового анализа и территориального развития ГБУ «Аналитический центр», представил примеры использования этих методов в Москве.
«Понимание устройства городской экономики делает один из ключевых вкладов в знание о городе в целом. Однако в процессе учебы и профессионального роста студенты и молодые специалисты вынужденно колеблются между высокотеоретизированным материалом и сугубо практическими навыками. Школа по своей задумке находится где-то посередине и, помимо лекций, позволяет провести в экспресс-режиме командную сборку вводных и гипотез о развитии территории, а затем — прикладные расчеты ключевых градостроительных и инвестиционных параметров. Благодаря этому студенты знакомятся с современной реальностью, в которой качественные гипотезы, закрепленные в нормативно-правовых актах методические рекомендации и нормативы, а также укрупненные расчеты объединяются для того, чтобы дать оценку проекту и его эффектам на доказательной основе. Несмотря на крайне высокую интенсивность, никто из участников не выдохся, и формат такой школы определенно удался», — отметил Юрий Кульчицкий.
Кейс-соревнование
Важной частью программы стало кейс-соревнование, на котором была поставлена задача по разработке концептуального проекта развития территории, учитывающего интересы инвесторов, города и других возможных стейкхолдеров и удовлетворяющего критериям экономической эффективности. В работе студентам помогали тьюторы: Никита Косолапов, ведущий экономист ГК А101, Ульяна Корюгина, городской экономист, Максим Климанов, эксперт Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского, Роман Бабейкин, преподаватель Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского, Мария Ашуркова, эксперт по развитию туристских территорий, Мия Ян, городской экономист. Итоговые проекты оценивало жюри, в состав которого вошли Мария Багреева, Юрий Кульчицкий, Арамаис Дзаварян, а также Ефим Фидря, первый заместитель декана ФГРР, Александр Пузанов, генеральный директор Фонда «Институт экономики города», Кирилл Ершов, руководитель управления Аналитического центра Правительства Москвы.
Победу одержала команда «Мясницкие пирожки»: студенты Вышки Юлия Наумова, Денис Панкевич и Амина Сулейманова — ОП «Городское планирование», Мария Залиева и Екатерина Царикова-Куликова — ОП «Управление пространственным развитием городов», Мария Зачиняева — ОП «Продуктовый подход и аналитика данных в HR-менеджменте», Мария Рогоцкая — ОП «Международная программа по экономике и финансам», а также студент РАНХиГС Айсаар Николаев — ОП «Управление городским территориальным развитием».
Презентация команды была посвящена разработке концепции комплексного развития территории поселения Сосенское. Основные идеи включали улучшение транспортной доступности, освоение неиспользуемых земельных ресурсов, развитие спортивной и коммерческой инфраструктуры, а также привлечение инвестиций для реализации проектов. Основной гипотезой развития территории стала концепция кибердеревни для IT-специалистов, ее дополнили проект спортивного комплекса с использованием существующих спортивных объектов и благоустройством леса, а также локального центра с акцентом на создание ядра для окружающих поселений.
Мероприятие завершилось церемонией награждения, которую провели Мария Багреева и Ефим Фидря. Победители кейс-соревнования получили сертификаты и памятные призы, а также возможность пройти ускоренный отбор на оплачиваемую программу «Стажировка в Правительстве Москвы». Все участники Школы городской экономики получили сертификаты и подарки от организаторов.
«Стремительный рост городов формирует запрос на экономистов и менеджеров, понимающих структуру городской экономики и принципы ее работы, умеющих работать с данными городского уровня. Специальность городского экономиста как отдельное направление в России фактически не сформирована, поэтому такие знания сегодня нельзя получить в вузах. Школа городской экономики — уникальный образовательный проект, который позволил студентам узнать о работе городской экономики из первых рук — от экспертов, сформировавших свои знания годами практики. Эти знания позволят выпускникам вузов быстрее ориентироваться на рынке труда, а также станут дополнительным преимуществом при трудоустройстве: компаниям важно привлекать молодых специалистов, уже обладающих необходимыми компетенциями, что позволяет существенно сэкономить время на их адаптацию при выходе на работу», — сказала Мария Багреева.
Студенты поделились впечатлениями от школы
«Каждая лекция увлекала, мы дискутировали с преподавателями, они отвечали на все вопросы и за небольшой промежуток времени давали массу новых знаний. Внутри коллектива сложилась прекрасная атмосфера, поддерживаемая наставниками и менторами, мы приобрели новые знакомства и положительные эмоции.
В рамках выполнения кейса у нас собралась интересная команда, каждый смог внести вклад в итоговый продукт, обменяться опытом и реализовать свое видение организации пространства. При этом кейс оказался интересным и актуальным, мы работали с перспективной территорией, предлагающей много возможностей для развития. Огромное спасибо организаторам за такую уникальную и доступную каждому студенту школу», — отметил Алексей Барыкин
«Я получила настоящее удовольствие от школы. Мне было интересно не только получать новые знания, но и общаться с мотивированными студентами. Запомнились лекции от представителей правительства Москвы. Поняла, что очень хотела бы пройти там стажировку. Думаю, полученные знания помогут мне дальше качественно выполнять работу.
Особенно интересно после лекций было работать в команде над кейсом. Мы вместе создавали новый проект многофункционального комплекса “Прокшино”: придумывали идеи развития, рассчитывали ТЭП, изучали повестку, экономическую активность и возможные проекты исследуемого региона. Это далеко не просто, однако нам удалось превратить решение задач в интересное путешествие. Сквозь призму экономики и урбанистики мы смогли прийти к оптимальному количеству жилых и рекреационных комплексов, а также к размещению соответствующей инфраструктуры.
Хотелось бы поблагодарить организаторов школы. Вы проделали огромную работу и действительно создали новый, качественный, яркий и интересный проект. Я очень рада быть частью первой Школы городской экономики», — подчеркнула София Шелепень.
«Как исследователю мне было интересно послушать лекции экспертов о том, как экономическая теория перекладывается на практику. Также здорово, что в конце школы было время со всеми пообщаться.
Понравилась атмосфера: все очень открытые и дружелюбные. К тому же у меня была классная команда на кейсе — ребята с разным бэкграундом и компетенциями. Отмечу организацию — тайминги, работу команды организаторов и операторов, подбор спикеров и работу тьюторов.
Кейс оказался очень интересный, и для меня как экономиста много нового и не всегда понятного. Из-за этого порой тяжеловато было разобраться с градостроительными терминами и нормативами. Благо с нами работала замечательный тьютор Ульяна, которая помогала во всем этом ориентироваться. Конкретно я занималась включенностью территории в транспортный каркас и финансовыми показателями. Времени критически не хватало, но, мне кажется, наш план развития территории получился концептуально прикольным и достаточно реалистичным с финансовой точки зрения», — сказала Мария Рогоцкая.
ФГРР ВШЭ последовательно реализует формат интенсивных занятий: летом 2024 года были организованы Арктическая летняя школа, а также летняя школа в Санкт-Петербурге.