В НИУ ВШЭ прошел финал продуктового сектора Московской предпрофессиональной олимпиады школьников
Стали известны результаты финала продуктового сектора Московской предпрофессиональной олимпиады школьников для разделов «Инженерия» и «Аэрокосмос», оператором которых является МИЭМ НИУ ВШЭ. Специалисты института составляли практические задания заключительного этапа. Практический тур этого этапа состоялся в атриуме корпуса НИУ ВШЭ на Покровском бульваре.
Московская предпрофессиональная олимпиада школьников — межпредметное практико-ориентированное соревнование школьников 8–11-х классов. В нем представлены три сектора: продуктовый, исследовательский и технологический. Вышка в 2024 году приняла финал соревнований в продуктовом секторе по разделам «Аэрокосмос» и «Инженерия».
Продуктовый сектор олимпиады направлен на формирование компетенций в области конструирования, программирования, 3D-моделирования, работы с данными. Продукты, разрабатываемые школьниками, включают в себя роботизированные устройства и программно-аппаратные комплексы различного назначения, программные продукты и приложения, малые космические аппараты и программно-аппаратные системы взаимодействия с ними. Школьники при разработке продуктов существенно углубляют знания в области математики, физики и программирования.
В 2024 году Центром педагогического мастерства (ЦПМ) в продуктовом секторе был реализован и предложен школьникам новый формат междисциплинарных задач с помощью платформы «Яндекс.Контест».
К участию в заключительном этапе олимпиады были приглашены более 600 учащихся 8–11-х классов. В практическом туре финалисты соревновались в решении индивидуальных и командных олимпиадных задач.
Командам участников разделов «Инженерия» и «Аэрокосмос» предстояло выполнить практический блок заданий, после чего все школьники должны были ответить на вопросы индивидуального тестирования по практике заключительного этапа.
В разделе «Инженерия» школьники выполняли командное практическое задание «Сортировщик опасных предметов». Было необходимо разработать программно-аппаратный комплекс, способный в автоматизированном режиме производить захват, перемещение и сортировку объектов. Кроме того, была поставлена задача реализовать трехмерную сборку программно-аппаратного комплекса (ПАК) в системе автоматизированного проектирования и разработать электрическую принципиальную схему устройства и программное обеспечение для управления ПАК с использованием Arduino IDE.
Перед участниками раздела «Аэрокосмос» стояла не менее интересная задача — разработать с помощью навыков 3D-моделирования макет малого космического аппарата (МКА) формата CubeSat 1U, а также прототип макета наземной станции, осуществляющей прием сигнала. Задача МКА заключалась в том, чтобы принять и расшифровать данные с черного ящика потерянного космического корабля, собрать показания с собственных бортовых датчиков, отправить их на наземную станцию.
Во время перерыва для участников олимпиады организовали викторину «Вышка — это космос!», позволившую финалистам показать свои знания в области истории российской космонавтики и получить призы от университета, а затем вернуться к выполнению олимпиадных заданий с новыми силами.
Всего в продуктовом секторе победу одержал 41 человек, из них 19 десятиклассников и 11 одиннадцатиклассников. Призерами стали 87 человек.
Школьники, ставшие победителями и призерами олимпиады в 10-м или 11-м классе, имеют право поступления БВИ на образовательные программы Высшей школы экономики «Прикладная математика», «Информатика и вычислительная техника», «Информационная безопасность», «Инфокоммуникационные технологии и системы связи». Подробнее — на сайте олимпиады и на сайте Приемной комиссии университета.
Мария Бубнова, ведущий программист Учебно-исследовательской лаборатории функциональной безопасности космических аппаратов и систем
«При решении практических задач заключительного этапа школьники показывают навыки, которые усвоили во время обучения в предпрофессиональных классах, таких как инженерный, ИТ-класс. Для выполнения заданий учащимся нужны навыки программирования, моделирования и прототипирования, знания в области робототехники. Подобные задачи позволяют им познакомиться ближе с техническими направлениями и определиться с дальнейшей траекторией обучения, а преференции, доступные призерам и победителям олимпиады, позволят использовать право БВИ при поступлении на некоторые образовательные программы Вышки».
Дмитрий Абрамешин, старший преподаватель МИЭМ НИУ ВШЭ
«Участие университета в организации олимпиады способствует развитию инновационных форм инженерного образования в средней школе, нацеленных на
выявление академических знаний и навыков учащихся, что в итоге повышает их интерес к инженерным и космическим исследованиям».