Менеджер 2.0: что важно знать и уметь руководителю цифровой эпохи
Что считать ключевыми цифровыми компетенциями менеджера сегодня и завтра? Есть ли у менеджеров без базового технического образования шанс на лидерство в цифровой экономике? Как должны измениться российские бизнес-школы для успешного развития цифровых компетенций менеджеров? Эти и другие вопросы обсудили эксперты в ходе онлайн-заседания комиссии по образованию Ассоциации менеджеров России под председательством первого проректора, декана Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Валерия Катькало.
Эпидемия коронавируса ускорила начавшиеся ранее процессы цифровизации бизнеса и увеличила спрос на соответствующие компетенции менеджеров, отметил первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров России (АМР) Вадим Ковалев, открывая состоявшуюся на днях дискуссию «Цифровые компетенции менеджеров: как их успешно развивать во взаимодействии университетам и компаниям?».
Модератор дискуссии Валерий Катькало в свою очередь подчеркнул, что пандемия привлекла внимание к цифровым компетенциям, сформировала необходимость в этих навыках и цифровой грамотности и устранила иллюзии, что можно обойтись без них. При этом пандемия продемонстрировала и проблему понимания цифровых компетенций, поскольку сегодня мир очень динамично меняется.
Представители бизнеса, участвовавшие в дискуссии, рассказали о том, как развиваются цифровые компетенции менеджеров в их компаниях, а также о том, какими навыками должен обладать современный управленец. Так, руководитель академии технологий и данных Сбербанка Дмитрий Зубцов сообщил, что в Сбере набор цифровых компетенций для менеджеров постоянно обновляется в соответствии с текущей ситуацией. Сейчас их обучают работе с данными, кибербезопасности, основам программирования (Python) и развитию продуктов.
Директор по связям с университетами Mail.Ru Group Сергей Марданов рассказал, что команды внутри компании сами выбирают технологии и среды, подходящие для их задач, и в каждом департаменте к сотрудникам могут выдвигаться разные требования. Программирование и работа с данными становятся базовым навыком менеджера, наравне с владением MS Office. Необходимо понимать принцип работы специалистов в цифровой сфере для коммуникации с сотрудниками.
По мнению вице-президента компании ЛАНИТ Владимира Вертоградова, в менеджерах важен в первую очередь широкий кругозор и умение учиться новому и погружаться в проблемы. Поэтому soft skills для сотрудников остаются в приоритете, поскольку их не заменит искусственный интеллект.
Вице-президент по кадровой политике «Норникеля» Дарья Крячкова сообщила, что в компании начато обучение персонала «Норникеля» современным цифровым навыкам, а от специалистов цифровой лаборатории требуется понимание производственных процессов. Процесс обучения, считает она, не может быть быстрым. Для менеджера умение грамотно ставить задачи команде и понимание технических возможностей не менее важно, чем цифровые навыки. Тема трудностей в подборе кадров требует серьезного мозгового штурма, говорит Дарья Крячкова. Если бы все было хорошо с MBA и высшим образованием, не было бы необходимости в корпоративных университетах и учебных центрах, которые созданы во многих крупных компаниях. Она рассказала, что «Норникель» сам организует программы обучения и сотрудничает с бизнес-школами, чтобы привлечь сильных тренеров, практиков и мировых экспертов. Разрыв между бизнесом и образованием велик о нем много говорят, но радикальных изменений при этом нет.
Эксперты, представлявшие университеты, поддержали озвученные тренды развития цифровых компетенций менеджеров. Цифровые компетенции сочетают soft skills, необходимые для любой сферы деятельности, и специализированные hard skills, считает первый заместитель декана Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Дмитрий Волков. По его мнению, цифровые компетенции имеют несколько уровней, в частности, цифровую грамотность как умение выживать и чувствовать себя комфортно в новом мире.
Цифровые навыки придают новое качество профессиональным компетенциям в любой сфере, преобразуют многие профессии. При подготовке управленцев следует обращать внимание на умение работать с информацией, структурировать ее и принимать решения на основе информации, сконцентрированной в данных
Первый заместитель директора Высшей школы менеджмента СПбГУ Константин Кротов назвал ключевыми компетенциями критическое мышление, аналитические навыки и умение работать с данными. Он сообщил, что в ВШМ недавно открыта программа бизнес-информатики, где один из курсов – программирование Python. Важным конкурентным преимуществом для менеджеров он считает умение учиться всю жизнь.
Валерий Катькало задал участникам дискуссии вопрос, может ли менеджер без базового технического образования претендовать на лидерские позиции. По мнению Сергея Марданова, «технарям» проще управлять техническими командами, чаще всего менеджеры вырастают из них. Но на управляющие позиции приходят и люди с менеджерскими специальностями, часть которых самостоятельно повышали квалификацию в IT. Базовые технические навыки необходимы для понимания процессов и задач, но образование иногда не соответствует реальности, и практика вынуждает пересматривать полученные знания, в свою очередь полагает Владимир Ветроградов.
Дарья Крячкова считает, что ситуация зависит от требований работодателей и целей компании при найме управленцев. Поэтому практический опыт часто более важен, чем образование. Университеты должны поспевать за требованиями бизнеса и включать во все образовательные программы дисциплины, связанные с технологиями, чтобы сократить разрыв на рынке труда во владении цифровыми навыками. Дмитрий Зубцов рассказал, что в Сбербанке есть специальная программа обучения менеджеров высшего звена Python и Data Science, позволяющая им стать квалифицированными заказчиками и управленцами технологическими проектами.
На заседании также обсудили то, как должны меняться бизнес-школы и университеты, чтобы соответствовать запросу на цифровые компетенции. По мнению Константина Кротова, они должны меняться как можно скорее, но мотивации на такие изменения недостаточна у большинства бизнес-школ и университетов потому, что радикального снижения спроса на традиционные программы не предвидится, а изменения всегда рискованны. Он считает, что на рынке труда недостаточно работодателей, которые трудоустраивают менеджеров с цифровыми компетенциями, а в нашей экономике велика доля традиционных компаний.
Дмитрий Волков считает, что назрел вопрос о радикальных изменениях связей между образовательными учреждениями, работодателями, рынком труда. Важно создать единую систему, объединяющую работодателя и университет/бизнес-школы. Они должны превращаться в центры модерации и упаковки новых знаний и компетенций, которыми обладает бизнес, и готовить обучающихся так, чтобы те понимали, где будут работать. По его мнению, ключевым должно стать новое качество взаимосвязи с работодателями, они должны участвовать во всех этапах образовательного процесса. Кроме того, он полагает, что необходимо относиться к университетам и бизнес-школам как к бизнесу. Нужно найти новые способы управления и бизнес-модели в образовании, основанные на более эффективном взаимодействии с работодателями.
Образовательные программы будут ближе к рынку, если бизнес примет участие в управлении этими программами, заметил Валерий Катькало. Он рассказал, что в Высшей школе бизнеса ВШЭ все академические советы образовательных программ теперь возглавляют только бизнес-лидеры, представляющие ведущие компании.
Мы исходим из образа выпускника и существующей потребности в этом образе. Это лучше всего будут знать ведущие работодатели. Это непростой сдвиг, но это один из оправдавших себя инструментов
Владимир Ветроградов рассказал, что его компания испытывает трудности в подборе кадров, отметив, что сейчас найти хороших стажеров-бакалавров – большая сложность. «Ни бренд вуза, ни специальность не характеризуют их. Мы берем стажеров большими потоками и отсеиваем неподходящих. Я не думаю, что это можно быстро найти на уровне вуза», – считает он. По его мнению, работодателям интереснее хорошие краткосрочные программы повышения квалификации, которые вели бы практики. Это может стать идеей для изменений ведущих университетов.
Сергей Марданов сообщил, что «квази-университеты» Mail.ru Group уже зарабатывают на рынке миллиарды рублей, а в будущем могут выйти на триллионы. Компания не только развивает образование, но и предоставляет свои технологии бизнес-школам. Стыковка между бизнес-школой и современными онлайн-образовательными платформами, считает он, может быть сильнее, если обе стороны понимают свою выгоду.
Продуктивнее учить не студентов, а преподавателей, поскольку это сближает университет с индустрией, преподаватели лучше понимают, чему учить, рассуждает Дмитрий Зубцов. Этим летом Сбербанк объявил программу, куда отобрал 760 преподавателей из 3000 заявок. «Их разбили по направлениям и каждую группу отдельно прокачивали и онлайн-курсами, и интенсивами. В результате преподаватели в качестве выпускной работы рассказывали, как они будут применять полученные знания в практике преподавания», – сказал Зубцов. Так компания доносит свои знания и методики до студентов.
Полностью посмотреть заседание комиссии по образованию АМР можно здесь.