Молодежная политика во время пандемии: на что способны университеты
Поиск новых каналов коммуникаций со студентами, выработка идей по использованию их энергии не только внутри университетов, но и во благо тех, кто за стенами учебных заведений – такие вопросы обсуждали участники семинара-совещания проректоров университетов по учебной работе и работе со студентами.
Семинар состоялся в минувшую пятницу в Нижнем Новгороде в рамках одной из сессий форума «Университеты 2030. Развитие – компетенции – молодежь». Один из модераторов сессии, руководитель департамента анализа и методологии АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля поинтересовался, что планируют университеты в работе со студентами, как им могут помочь Агентство по делам молодежи, Российский союз молодежи и другие госструктуры.
Проректор ВШЭ Валерия Касамара рассказала, что университет воспринял пандемию как возможность для роста, как стимул к развитию креативный идей. И масштаб креатива оказался шире, чем предполагался. Помимо традиционного волонтерства, в университете появились интеллектуальные и цифровые волонтеры, которые организовали онлайн-лагеря для детей сотрудников с тематическими сменами. В результате преподаватели и административный персонал получили время для полноценной работы. «Мы начали сотрудничать с центром многодетства, помогали старшему поколению и жителям районов, где находятся факультеты университета», – сказала Валерия Касамара. Наконец, в ВШЭ впервые проведен онлайн-выпускной для всех четырех кампусов.
По ее мнению, активная работа университета, инициативы сотрудников и студентов позволили не снизить качество образования в период пандемии. Однако возросла нагрузка на многих сотрудников: онлайн оказался тяжелее и часто не дешевле работы в традиционном формате, поскольку потребовалась дополнительная техника. «Мы обеспечили дистанционную работу большими инвестициями: закупили компьютеры, вебкамеры, софт, у нас получилось создать общее образовательное пространство для всех кампусов, обеспечить равенство и справедливость доступа к всем ресурсам университета для всех студентов вне зависимости от кампуса», – резюмировала Валерия Касамара.
Проректор по образовательной деятельности мастерской управления «Сенеж» Мария Афонина рассказала, что мастерской удалось создать серию вебинаров с участием известных психологов и педагогов – их можно просматривать на платформе «Сенежа» и выстраивать собственные траектории обучения. В частности, мастерская провела программу «Полный вперед», чтобы поддержать семьи и педагогов в условиях неопределенности. «Сенеж», по словам Марии Афониной, ждет экспертов из университетов, чтобы именно профессионалы, практики рассказывали о нововведениях, происшедших в вузах, кроме того, разработаны программы «женщины-лидеры», а также программы цифрового обучения директоров школ.
Участники обсудили и проблемы проректоров по учебной части в период пандемии. Главной из них Валерия Касамара считает борьбу с цифровой интоксикацией. «На полгода внутренней емкости онлайна хватило, но сейчас все эти инструменты работают хуже, все хотят “ламповых” форматов, хочется проехаться с чаем по всей стране. Нам нужно найти формат, задевающий за живое», – отметила проректор ВШЭ. Сейчас руководители университетов и преподаватели не всегда могут мотивировать студентов к интенсивным и эффективным занятиям.
Проректор Тюменского государственного университета Таисья Погодаева считает важнейшей проблемой сегодня осмысленность работы студентов в онлайн-формате. В последнее время, сообщила Погодаева, студенты все чаще меняют направления подготовки, они могут на 80% конструировать самостоятельно свои образовательные программы и переходить с факультета на факультет внутри того или иного профиля обучения, не теряя года или двух. Проблемы могут возникнуть при переходе, например, с филологии на химию, но внутри гуманитарного или естественно-научного блоков есть свобода.
Первый год такого перехода, по словам проректора ТюмГУ переход давался тяжело, приходилось объяснять, чем полезна перемена курса, предлагали задуматься над вопросом «что я хочу»? «Мы эту модель только настраиваем, но студентам она однозначно нравится. Так, студенты химики активно выбирали живопись и философию. Мы говорим, ребята, меняйте факультеты, в большом университете можно “отработать” не только совмещение специальностей, но и софтскиллз, лидерство, коммуникации, стратегическое мышление», – резюмировала Таисья Погодаева.
Заместитель руководителя Российского агентства по делам молодежи Григорий Гуров считает, что Росмолодежь должна стать сервисной платформой для университетов и молодежных организаций, обеспечить бюрократическое и информационное сопровождение инициатив. Главный принцип работы агентства: «мы не лезем и не машем флагом, а помогаем самореализоваться».
Программный директор образовательного форума «Территория смыслов» Матвей Навдаев рассказал, что сейчас «Территория смыслов» работает с большим количеством официальных и неофициальных вузовских сообществ. По его мнению, создавать единую коммуникационную платформу для вузов и молодежи вряд ли стоит. «Люди очень разные, молодежь очень разная», не надо торопиться все привести к общему знаменателю, добавил Матвей Навдаев.
Проректор по учебной работе Нижегородского госуниверситета Ольга Петрова рассказала о запуске проекта «стратегия прорыва», в рамках которого каждый студент выбирает дополнительное образование. Проект пошел довольно тяжело, говорит она, не все студенты готовы брать дополнительную нагрузку.
Тем не менее, дополнительное образование, по мнению Валерии Касамары, в обозримой перспективе станет непрерывным. «Университет становится точкой сборки для разных возрастов – школьников, выпускников, к нам приходит серебряный возраст. Создается образовательная экосистема для всех и обо всем».
Университет должен быть шире, чем учреждение по выпуску бакалавров и магистров, он должен быть центром притяжения для всех, стать и фабрикой мысли, и социальным защитником, и просветителем, подытожила Валерия Касамара.
По мнению председателя Российского Союза Молодежи Павла Красноруцкого, одним из ключевых направлений должно стать студенческое самоуправление, которое будет социальной лестницей для студентов, площадкой для воспитания и выявления настоящих лидеров. По его словам, должны проводиться настоящие выборы руководителей самоуправления. Да, эти лидеры будут задавать неудобные вопросы, но публичный и открытый диалог лучше, чем глухое недовольство. Роль агентства Павел Красноруцкий видит, в том числе, в технологической помощи по воплощению идей и реализации проектов.